история дальнего востока  Азия
история дальнего востока россии - история географических открытий
 история дальнего востока
история дальнего востока
история дальнего востока
история дальнего востока
 / 
Дальний Восток/ история дальнего востока
Саяны : Алтай : Камчатка : Байкал : Москва
Выбор отеля
 
страна
курорт
категория отеля
Отзывы по отелям
 
страна
курорт
категория отеля

история дальнего востока

 

Российский Дальний Восток
Замечательную страницу в историю географических открытий в XVI— XVII вв. на Севере и Дальнем Востоке вписали русские мореходы и путешественники, составившие свои донесения в виде приближенных карт и чертежей. Первое известие о Восточном океане 4 было доставлено в Якутск и оттуда в Москву в 1639 г. Иваном Москвитиным, а наиболее крупными экспедициями к берегам дальневосточных морей стали экспедиции землепроходцев Василия Пояркова в 1643-1646 гг. и Семена Дежнева в 1648 г.

Однако подлинную государственную значимость гидрографические исследования приобрели в эпоху Петра I, когда возникла острая необходимость в обеспечении безопасности плавания строившегося военно-морского флота. Изучение водных путей для установления контактов с внешним миром стало одним из основных дел Петра I. Первыми научными исследованиями, которыми начал заниматься молодой царь, были гидрографические работы – съемки реки Дон от Воронежа, где начал строиться флот, до Азова, выполнявшиеся под руководством вице-адмирала Корнелия Крюйса в 1696 г.

В 1718 г. в Санкт-Петербурге создается Адмиралтейств-коллегия – высший административный орган управления флотом, к которому перешло руководство всеми морскими экспедициями, гидрографическими и картографическими работами. Тем не менее, Петр I по-прежнему лично принимал решения о производстве описи различных морей и организации самих экспедиций. До последних дней жизни он живо интересовался всеми вопросами, связанными с выполнением гидрографических работ в России.

Первые гидрографические исследования Восточного океана по поручению Петра I выполнены в 1719 г. под руководством выпускников Санкт-Петербургской морской академии – геодезистов И.М. Еврейнова и Ф.Ф. Лужина, которым предписывалось выяснить «сошлась ли Америка с Азией», так как об открытии Семеном Дежневым пролива между Азией и Америкой к тому времени было забыто.

история дальнего востока
Рис.9. Пакетботы «Святой Петр» и «Святой Павел» стали первыми крупными кораблями, построенными на Дальнем Востоке России
По материалам этой экспедиции была составлена карта Охотского моря с Курильскими островами, основанная на астрономических пунктах, однако дойти до пролива экспедиция не смогла, и вопрос о соединении Американского и Азиатского континентов остался открытым. Это послужило поводом организации Адмиралтейств-коллегией первой Камчатской экспедиции (1725-1730 гг.). Петр I собственноручно пишет наказ: «1) Надлежит на Камчатке или в другом тамож месте сделать один или два бота с палубами. 2) На оных ботах плыть возле земли, которая идет на норд и по чаянью (понеже оной конца не знают) кажется, что та земля часть Америки. 3) И для того искать, где она сошлась с Америкой». Командовать экспедицией Петр повелел капитану-командору Витусу Берингу, помощниками ему назначались Алексей Чириков и Мартын Шпанберг. В июле 1727 года вся экспедиция собралась в Охотске. Еще год ушел на то, чтобы доставить грузы на Камчатку и построить корабль. 8 июля 1728 года его спустили на воду и дали имя «Гавриил», Вскоре корабль вышел в море. Первая камчатская экспедиция произвела опись северо-восточного берега Азии от реки Камчатка до мыса Дежнева и далее по параллели 67°19' северной широты. Результатом ее деятельности явилась карта северо-восточных берегов России. Она сразу же вошла во все атласы мира.

28 декабря 1732 г. указом Сената была организована вторая, получившая название Великой северной экспедиции. Весной 1735 г. в Охотске заложили два крупных корабля, и в июне 1740 г. пакетботы «Святой Петр» и «Святой Павел» – были спущены на воду. Длиною в 80 футов, шириною 22 фута и с осадкой в 9,5 фута, корабли поднимали по 6 тыс. пудов груза, имели по две мачты с бригским вооружением и по 14 небольших пушек. На «Святом Петре» было 77 человек. Командовал кораблем Беринг. «Святым Павлом» командовал капитан Чириков, при котором состояли лейтенанты Чихачев и Плаутин, штурманы Дементьев и Елагин. На пакетботе – «комплект служителей всех чинов 69 человек, да астрономии профессор один, при нем два солдата, да слуг офицерских три человека, итого всех чинов 75 человек».

8 сентября 1740 года экспедиционные корабли покинули Охотск. Задержавшись в Большерецке-на-Камчатке, они почти через месяц прибыли в Авачинскую губу. С этого времени поселок на ее берегу стал называться Петропавловском. Простояв больше полугода в гавани, 4 июня 1741 года оба корабля вышли в Тихий океан, и 15 июля «Святой Павел», а 16 июля «Святой Петр» раздельно достигли берегов Америки, описав на обратном пути гряду Алеутских и Командорских островов.

история дальнего востока
Рис.10. Шлюпы «Надежда» и «Нева» прошли проливом Дрейка в Тихий океан и открыли морской путь на Российский Дальний Восток. Крупный океанский флот Китая в те времена был блокирован национальными междоусобными конфликтами и уже не совершал регулярных дальних походов на север Тихого океана.
С 1803 г. началась целая серия кругосветных и тихоокеанских плаваний русских моряков из Санкт-Петербурга. Небольшие парусники «Надежда» и «Нева» под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского в 1803-1806 гг. обошли вокруг земного шара, открыли и описали многие острова Тихого океана.

На парусных шлюпах «Восток» и «Мирный» Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев в 1821 г. открыли и описали новый материк — Антарктиду.

Ф.П. Литке на бриге «Новая Земля» в 1821-1824 гг. произвел съемку островов Новая Земля в Северном Ледовитом океане. До этого Литке совершил кругосветное плавание на шлюпе «Камчатка» с заходом в Петропавловск-на-Камчатке и Русскую Америку на Аляске. В 1826-1829 гг. он совершил второе кругосветное плавание на шлюпе «Сенявин». Вместе с Ф.П. Врангелем и К.П. Бэром он выступил с инициативой создания Русского географического общества, первое Собрание которого прошло 19 сентября 1845 года. Покровителем общества стал Государь Император Александр Николаевич, первым председателем – Государь великий князь Константин Николаевич. Ф.П. Литке, как вице-председатель, руководил работой общества с 1846 г. С 1864 по 1880 гг. он же возглавлял – Петербургскую академию наук.

Мореплаватели всегда были передовыми деятелями русского общества. Благодаря участию в русских кругосветных плаваниях видных ученых мировая наука обогатилась материалами по многим отраслям знаний, по совершенно неизученным до этого явлениям и странам. Памятниками мореплавателям, прославившим Россию и поднявшим мореплавание страны на новую высоту, служат многочисленные русские названия в различных пунктах Мирового океана. Во многих уголках света сохранились и имена самих мореплавателей. Бурное развитие мореплавания с середины 1850-х гг. потребовало активизации гидрографических работ на морском побережье и значительного улучшения корабельного навигационного оборудования.

история дальнего востока
Рис.11. Фрегаты «Аврора», «Диана», «Паллада» и военный транспорт «Байкал» составили Тихоокеанский флот Амурской экспедиции адмирала Г.И. Невельского, противостоявшей объединенному англо-французскому флоту на Дальнем Востоке России. В соответствии с действовавшими тогда соглашениями все действия русской миссии согласовывались с китайскими властями в Пекине. Но главным военным союзником русского флота все же оставались только холодные ветра, постоянные туманы и неистовые шторма дальневосточных морей.

Исследование и освоение заснеженных дальневосточных территорий и океанских берегов в северной части Тихого океана приходится на очень сложный исторический период – на середину XIX века, и связано с именем мореплавателя адмирала Геннадия Ивановича Невельского, с именами его доблестных сподвижников. Г.И. Невельской на военном транспорте «Байкал» в 1848-1849 гг. совершил переход с Балтийского моря в Тихий океан, исследовал Амурский лиман и установил, что Сахалин является островом, показал фарватеры по которым в Амур могут проходить морские суда. Транспорт «Байкал», фрегаты «Аврора», «Диана» и «Паллада» образовали в те годы как основу Дальневосточного военно-морского, так и научно-гидрографического флота России. Возглавляемая адмиралом Г.И. Невельским Амурская экспедиция (1950-1856 гг.), основанные в ее ходе многочисленные посты в устье Амура и на острове Сахалин, позволили без единого выстрела отстоять Приморье, Приамурье и Сахалин для Отечества.

Одно только перечисление научно-практических достижений российских гидрографов, картографов и геодезистов не даёт полной картины совершённых ими подвигов во имя будущего освоения планеты. Во все времена их работа – это работа в полевых условиях. Но во все времена у них было нежно-трогательное отношение к своим измерительным инструментам, мастерство и умение в их изготовлении, выверке, использовании и ремонте. Всегда геодезические, картографические и гидрографические работы по своей точности значительно опережали многие практические науки своего времени. Строжайшая сохранность и секретность итоговых материалов экспедиций, полное понимание важности работ для государства, братское отношение к коллегам по совместным экспедициям. Независимо от политической обстановки, погодных условий, состояния собственного здоровья – экспедиционные работы выполнялись с надлежащей тщательностью. Но и государство всячески поддерживало своих первопроходцев. Стоит отметить тот факт, что в мирное время все корабли Императорского флота широко привлекались к обеспечению гидрографических исследований. Месяцами броненосец мог ждать у заданного участка побережья прибытия исследователей для их последующей доставки в порт или на другой маршрут.

история дальнего востока
Рис.12. Танкер «Оха», морская стационарная нефтедобывающая платформа «Моликпак» и самоподъемная буровая платформа «Сахалинская» на северо-восточном шельфе острова Сахалин в 1999 г. Столь сложные морские сооружения устанавливаются в мелководных акваториях с наибольшей штормовой опасностью. Для предотвращения чрезвычайных и аварийных ситуаций требуется комплексное гидрометеорологическое обеспечение и гидрографическое обустройство морского района и близлежащего побережья


история дальнего востока

история дальнего востока
Азербайджан
Армения
Афганистан
Бангладеш
Бахрейн
Бруней
Бутан
Вьетнам
Грузия
Израиль
Ирак
Иран
Иордания
Индия
Индонезия
Казахстан
Камбоджа
Катар
Кипр
Китай
Кувейт
Кыргызстан
Лаос
Ливан
Малайзия
Макао
Мальдивы
Монголия
Мьянма
Непал
ОАЭ
Оман
Пакистан
Россия
Саудовская Аравия
Сирия
Сингапур
Северная Корея
Тайвань
Таиланд
Таджикистан
Туркменистан
Турция
Узбекистан
Филиппины
Шри-Ланка
Южная Корея
Япония
история дальнего востока
 
история дальнего востока Rambler's Top100
О проекте |Карта |Карта отелей
(c) Void Limited Co, 2005
www.panasia.ru