экология байкала  Азия
экология байкала - проблема и охрана
 экология байкала
экология байкала
экология байкала
экология байкала
 / 
Байкал/ экология байкала
Алтай : Дальний Восток : Камчатка : Москва : Саяны
Выбор отеля
 
страна
курорт
категория отеля
Отзывы по отелям
 
страна
курорт
категория отеля

экология байкала

 

Чёрная метка для экологии Байкала

Прошлогодняя попытка ЮНЕСКО внести Байкал в список участков Всемирного природного наследия, находящихся в опасности, вновь привлекла внимание широкой общественности к проблемам главной жемчужины России. Что вызвало столь резкую реакцию, есть ли для нее основания? На эти и другие вопросы "НГ" отвечает заместитель директора Института географии СО РАН Александр Николаевич Антипов.

- Александр Николаевич, как вам видится ситуация с берегов Байкала? Вроде бы не так давно, всего несколько лет назад, Байкал был включен в список Всемирного природного наследия, и вдруг такой поворот…

- После внесения Байкала в 1996 году в список Всемирного наследия комитет ЮНЕСКО поставил перед российской стороной пять условий соответствия озера новому статусу. Это, во-первых, принятие федерального закона об охране Байкала. Во-вторых, перепрофилирование целлюлозно-бумажного комбината в Байкальске для устранения источника загрязнения. В-третьих, сокращение загрязнения реки Селенги. В-четвертых, предоставление большого объема ресурсов для управления заповедниками и национальными парками, примыкающими к Байкалу. И, наконец, пятое условие: поддержка исследовательских мониторинговых работ на озере. И вот эти требования не были выполнены в полном объеме. .
- А что конкретно вызвало тревогу?

- По большому счету ситуация особенно не изменилась. Но если проанализировать выполнение хотя бы пяти условий, то пища для размышлений появляется. Да, наконец-то появился федеральный закон о Байкале, но он рамочный и, по мнению специалистов, не заработает до тех пор, пока не будут приняты еще два десятка подзаконных актов. Кроме того, полномочий МПР явно не хватает, а значит, нужна специальная правительственная комиссия во главе с вице-премьером, которая могла бы координировать работу министерств и ведомств, связанных с проблемами охраны озера. Что же касается перепрофилирования БЦБК, то здесь кое-какие подвижки наметились. Как известно, в апреле 2000 года администрация Иркутской области представила концепцию социально-экономического развития Байкальска и перепрофилирования комбината. Летом прошлого года первый этап программы был одобрен Государственной экспертизой. В концепции три этапа. Первый - внедрение системы замкнутого водооборота. Второй - переход с беленой на небеленую целлюлозу. И на третьем этапе предполагается прекращение варки целлюлозы и выпуск бумаги и картона. Но до сих пор не определены источники финансирования программы. Именно эти обстоятельства и тревожат специалистов ЮНЕСКО. .

- Поясните, почему экологов так беспокоит состояние Селенги, чем она угрожает здоровью сибирского моря?

- Эта река, как известно, дает в Байкал 50% всего речного стока и до 60% загрязнений. .

- Планы правительства Бурятии по добыче газа в дельте Селенги, по всей видимости, встревожили общественность…

- Эти работы стали одной из главных причин постановки вопроса о внесении Байкала в список мирового наследия, находящегося в опасности. В Бурятии уже успели пробурить шесть скважин в южной части дельты Селенги. Предусматривается пробурить еще две скважины глубиной до 3,5 тысячи метров. Но, насколько мне известно, республиканская прокуратура вынесла протест на эти намерения. Имеется и постановление "О перечне видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне". Но вся беда в том, что границы центральной зоны до сих пор не зафиксированы. .

- Есть мнение, что внесение Байкала в черный список ЮНЕСКО поможет решить многие вопросы по охране озера…

- Не принесет это никаких дополнительных денег. Более того, как только мы получим изменение статуса, о международном туризме придется забыть, а о байкальской питьевой воде тем более. Обыватель не будет вникать в профессиональные тонкости, он просто подумает, что на Байкале сплошная отрава. Но я больше доверяю директору Лимнологического института РАН Михаилу Александровичу Грачеву, который утверждает: за последние столетия водная масса Байкала не претерпела никаких изменений. .

- Известно, что ваш институт участвовал в реализации комплексной федеральной программы по обеспечению охраны Байкала, которая выполнялась в 1994-2001 годы.

- Главный наш вклад - это громадная совокупность ландшафтных планов на всю территорию Прибайкалья и на отдельные ее участки, и на этой основе создание проекта зонирования Байкальской природной территории. Не так давно проект представлен в Министерство природных ресурсов России. Для того чтобы провести границы зон, мы совместно с бурятскими, читинскими коллегами собрали весь материал по современному состоянию суходольных экосистем, проанализировали его. Теперь, наконец-то, определены границы экологических зон, где ограничены те или иные виды хозяйственной деятельности. Для этого мы совместно с учеными и специалистами Федерального ведомства охраны природы Германии создали саму методику ландшафтного планирования, издали рекомендации по ее применению. Теперь остался самый, наверное, сложный и болезненный этап - согласовать центральную зону. В нее, как известно, входят само озеро с островами, особо охраняемые территории и водоохранная зона. Ясно, что Байкал уже имел свои четкие границы. Спор разгорелся вокруг определения водоохранной зоны. Дело в том, что по Водному кодексу РФ она должна составлять не менее 500 метров и примыкать непосредственно к водному объекту. Мы провели детальные исследования и пришли к выводу, что она должна составлять от 2 до 5 километров. Но именно в этой полосе находится большинство населенных пунктов, а потому понятно, почему эти параметры встретили сопротивление. Но есть и другое мнение. Кое-кто из специалистов считает, что центральная зона территориально должна совпадать с границами участка Всемирного наследия, утвержденного ЮНЕСКО в 1996 году. Если мы увеличим центральную зону, например, на 40 тысяч квадратных километров, то не сможем управиться с ней. .

- Утверждают, что населенные пункты на берегах Байкала не попадают в центральную зону с ее ограничениями, хотя и являются загрязнителями…

- Закон о Байкале оказался такой же дырявый, как и центральная зона. Сто десять населенных пунктов просто выпали из регламента самой жесткой зоны. Байкальск, например, не вошел даже в границы участка Всемирного наследия, как и в водоохранную зону. Впрочем, это положение поправимо. В этом году совместно с немецкими коллегами мы занялись разработкой идеологии территориального планирования. Экология Байкала - это очень важно, но мы видим, что сплошь и рядом возникают экономические конфликты. Из них и произрастает экологическое неблагополучие. Положение усугубляет то, что нет узаконенной методики территориального планирования, методов комплексной оценки земельных ресурсов.

Сергей Кез

/ "Независимая Газета" - 18.03.2002

В Сентябре в Иркутске состоялся Байкальский экономический форум. Красоты Байкала и пока еще "огромные и мало используемые", по мнению участников форума, природные ресурсы Сибири и Дальнего Востока привлекли внимание Правительства РФ, промышленников, банкиров, администраций разного уровня, а также разных фирм Японии,

Обращение к участникам Байкальского экономического форума

Уважаемые участники форума!

Мы, участники круглого стола общественных экологических организаций Иркутской и Читинской областей и Республики Бурятия обращаемся к вам в связи с планами экономического развития, обсуждаемыми на Форуме.

В качестве цели форума провозглашается "формирование взвешенного взгляда на роль и место Сибири и Дальнего Востока в межрегиональной и мировой экономической интеграции XXI века", и в качестве итога форума – "конкретные рекомендации для принятия решений, создающих благоприятные условия для реализации крупных проектов, имеющих стратегическое значение в развитии экономики России". Среди таких условий упоминается "благоприятный инвестиционный климат".

Хочется напомнить вам, что и прежде в развитии экономики Сибири в бывшем СССР опирались на крупные проекты, которые осуществлялись в условиях тоталитарной системы без действующего природоохранного законодательства и государственного экологического контроля. В итоге страна получила проблемы, на решение которых требуются огромные средства. Население небольших городов стало заложником крупных химических производств (в Иркутской области это Байкальск, Братск, Ангарск, Шелехов, Саянск). Болезни, разрушение природных экосистем подорвали экономический потенциал Сибири.

В условиях слабого контроля за выполнением природоохранного законодательства и отсутствием практики компенсации ущерба населению за загрязнение ситуация будет ухудшаться с каждым годом и это приведет к обратному результату: зарубежные фирмы и банки потеряют интерес к инвестициям в экологически "грязные" проекты. Кратковременный экономический "взлет" благодаря получению сверхприбылей за счет эксплуатации природных ресурсов и юридической беззащитности местного населения сменится падением. Так уже было в истории других стран.

Поэтому мы считаем, что стратегически экономическое развитие Сибири должно основываться на природосберегающем, устойчивом подходе, уважительном отношении к местному населению, которое в конечном итоге несет основные тяготы "экономического развития", связанные с загрязнением окружающей среды, ухудшением и исчезновением источников существования (вырубки лесов, химическое загрязнение продуктов питания и т. д.). Современный бизнес, если он хочет быть успешным, особенно на международном рынке, должен работать с общественностью и учитывать экологические факторы.

Кроме того, считаем необходимым для обеспечения экономической стабильности и благоприятного инвестиционного климата:

выполнение международных обязательств Российской Федерации по экологическим вопросам;
выполнение законов "Об охране окружающей среды", "Об экологической экспертизе", "Об охране озера Байкал";
широкое обсуждение с общественностью проектов с учетом альтернативных вариантов экономического развития.
12 сентября 2000 г



Южной Кореи, Китая и других, в основном азиатских стран. Мало кто из высокопоставленных участников этого помпезного мероприятия, подъезжавших на иномарках, обеспеченных подчас личной охраной, подходил к пикету, организованному Иркутской общественной организацией "Байкальская Экологическая Волна" напротив входа в областной драматический театр, где состоялось открытие и закрытие форума.

Пикет был основной формой донесения экологической информации до участников форума, так как включить обращение экологических организаций в пакет информации участников оказалось невозможно.

Участники форума изо всех сил старались показать, что экологических проблем не существует (о них вспоминали только японцы), однако СМИ проявили интерес к этой теме – снимали пикет, брали интервью и разобрали все материалы, оставленные нами в пресс-центре.

Правительство РФ также считает, что экологических проблем нет: упразднили Госкомприроду, упраздняются фонды, призванные решать экологические проблемы (федеральный экологический фонд, два фонда по водным ресурсам, фонд по охране озера Байкал).

Хочется продолжить аналогию, предложенную одним из ведущих круглых столов: мы все в одном корабле. Но долго ли он будет плыть, если его рулевые и капитан не желают видеть растущий айсберг экологических проблем и не хотят прислушиваться к тем, кто его видит?

На этом фоне "новые" идеи относительно экономического развития Сибири и Дальнего Востока, которое часто на форуме называлось устойчивым, выглядели угрожающе.

Эти идеи, конечно, не новы, они сводятся к тому, что мы мало пользуемся природными ресурсами Сибири. Надо их лучше осваивать, больше продавать. Как? Обратимся к материалам секций.

Как всегда в России, нам предлагают крупномасштабные проекты. Граждане фигурируют лишь как "человеческие ресурсы", "человеческий потенциал" и ещё вспомнили, что у населения есть средства, не хранящиеся в банках, и думали, как попривлекательнее их можно изъять для инвестирования в эти же проекты. О каких проектах идет речь?

Во-первых, дабы соединить богатые страны Запада и Востока, институтом экономики СО РАН предлагается создать транспортные "коридоры": арктический (транспортировка грузов по Северному морскому пути: у нас есть атомные ледоколы, главная проблема – привлечь грузы); второй коридор – автомобильный и железнодорожный, обеспечивающий связь Европы с Японией и Юго-Восточной Азией, с ним связывают возрождение БАМа и строительство тоннелей "материк-Сахалин" и "Сахалин-Хоккайдо". Также планируется обеспечить выход с Балтийского моря через Каспийское к Персидскому заливу и Уральский коридор через Оренбург, Орск в Иран и Китай. Еще упоминался Енисейский коридор, совмещающий транспорт по Енисею и авиаперевозки.

Японские участники форума очень заинтересованы в так называемой интернационализации Восточно-Сибирской железной дороги, они готовы соорудить два тоннеля и решить проблемы разной ширины колеи: это обеспечит нашему воготов к таким изменениям к лучшему. Интересно, какую оценку получит менталитет местного населения, которое будет возмущаться прокладыванием дорог через национальные парки и заповедники (как это случилось с плато Укок на Алтае), добычей сырья и вырубками лесов в заповедниках, загрязнением цианидами и нефтью рек от добычи золота, нефти и природного газа, строительством нового нефтяного терминала в бухте Ефремова на севере Красноярского края?

Кто же будет финансировать эти дорогостоящие мероприятия? Выяснилось, что капитал всех банков России примерно равен капиталу одного среднего европейского банка (немудрено, ведь там тоже российские деньги), а государственный банк развития регионов может выделять кредиты всего лишь примерно на 600 млн руб ежегодно. Еще было предложено вступить в Азиатский банк развития, и третий путь – придумать привлекательную кампанию для использования накоплений населения (оцениваются в 70 млрд долларов). В Иркутской области была такая кампания – продажа облигаций ОДО (областные долговые обязательства). Как выяснилось, они были потрачены на крупнейшие предприятия-загрязнители – Ангарскую нефтехимическую компанию и Саянскхимпром (крупный загрязнитель ртутью Братского водохранилища). Это дело личного выбора, но отдавать деньги на подобные проекты я не хочу.

Вопрос о поддержке малого бизнеса поднял лишь один представитель Совета предпринимателей из Омска. Он напомнил высокому собранию, что не та страна богата, в которой есть небольшая кучка богатых людей, а та, в которой есть средний класс, и помогать надо не промышленности, а помогать людям самим решать свои проблемы. Но это был голос одинокого в пустыне.

На пресс-конференции губернатор Иркутской области сказал, что на форум потрачены огромные деньги. Огромные деньги для больших людей, которые свысока смотрят на "человеческие ресурсы". Интересно, прочитали ли они предостережение на одном из наших плакатов: "Бюрократический социализм рухнул, потому что не позволял ценам говорить экономическую правду. Рыночная экономика может погубить окружающую среду и себя, если не позволит ценам говорить экологическую правду" (Эрнст фон Вайцзекер, Институт климата, экологии и энергетики). Похоже, сейчас принято закрывать глаза на экологические проблемы и нужды людей.

М. Рихванова         фото О. Елагина


экология байкала

экология байкала
Азербайджан
Армения
Афганистан
Бангладеш
Бахрейн
Бруней
Бутан
Вьетнам
Грузия
Израиль
Ирак
Иран
Иордания
Индия
Индонезия
Казахстан
Камбоджа
Катар
Кипр
Китай
Кувейт
Кыргызстан
Лаос
Ливан
Малайзия
Макао
Мальдивы
Монголия
Мьянма
Непал
ОАЭ
Оман
Пакистан
Россия
Саудовская Аравия
Сирия
Сингапур
Северная Корея
Тайвань
Таиланд
Таджикистан
Туркменистан
Турция
Узбекистан
Филиппины
Шри-Ланка
Южная Корея
Япония
экология байкала
 
экология байкала Rambler's Top100
О проекте |Карта |Карта отелей
(c) Void Limited Co, 2005
www.panasia.ru