экономика иордании Иордания
экономика иордании - и здесь свои проблемы
 экономика иордании
экономика иордании
экономика иордании
экономика иордании
 / 
Экономика
Выбор отеля
 
страна
курорт
категория отеля
Отзывы по отелям
 
страна
курорт
категория отеля

экономика иордании

 

экономика иордании
Иордания обладает весьма ограниченными природными ресурсами (особенно ощущается нехватка воды и энергоносителей - нефти и угля). В период с 1970-ых по 1980-е годы, время нефтяного бума, Иордания получала обширную помощь от арабских государств и рост ее валового национального продукта составлял около 10% ежегодно. После 1980-х годов началось сокращение международной помощи и рост ВНП замедлился до 2% в год. Иордания импортирует нефть, оборудование, товары народного потребления, продовольствие, возникающий при этом торговый дефицит покрывается за счет иностранных кредитов и займов. В середине 1989 г. иорданское правительство пошло на переговоры с МВФ с целью реструктуризации долгов страны и уменьшения дефицита бюджета.

В августе 1990 г. начался кризис в Персидском заливе, серьезно ухудшивший экономическое положение Иордании. Правительство прекратило переговоры с МВФ и приостановило выплату долгов. Последовавшие события (блокада Ирака, война в заливе) привели к массовому наплыву беженцев, замедлению роста ВВП, перерасходу бюджета. Подъем экономики Иордании начался в 1992 г., главным образом за счет денежных поступлений от возвращающихся их стран Персидского залива рабочих. Но этот источник доходов был непостоянным и рост экономических показателей не позволяет делать оптимистические прогнозы.

По предварительным соглашениям, заключенным в начале 1999 г., МВФ предоставит новые займы Иордании на следующие три года. Основные проблемы правительства - безработица, внешний долг (в 1998 г. он составлял 7,5 млрд. дол.) и низкий уровень жизни населения. Валовой национальный продукт Иордании в пересчете на душу населения в 1999 г. составлял 1500 долл.США.

Иордания располагает значительными месторождениями фосфатов, поташа, известняка, мрамора, доломита, каолина, соли. Ранее в Иордании были найдены бариты (соли бария), гипс, уран, медь, глинистый сланец, полевой шпат. Промышленность сконцентрирована в районе Аммана. Отрасли тяжелой индустрии представлены предприятиями по очистке нефти, добычи фосфатов и производства цемента. Выпускают одежду, продовольствие и другие потребительские товары.

Фактически вся электроэнергия Иордании производится топливными электростанциями, большинство которых работают на нефти. Три главных станции в Аммане, Аль-Акабе и Эз-Зарке связаны системой передачи энергии. К концу 20 в. правительство почти завершило программу создания единой энергосистемы, связывающей города Иордании.

Менее 10% земель Иордании пахотные, страна зависит от импорта продовольствия. Основные с/х культуры - пшеница, бобовые, табак, кукуруза, томаты, дыни, оливки, виноград, цитрусовые, бананы.

Пшеница и ячмень - основные культуры, выращиваемые в нагорье, где идут дожди, а в искусственно орошаемой Иорданской долине выращивают цитрусовые, дыни и овощи (томаты и огурцы). Площадь пастбищ в Иордании ограничена, плодородности их хватает только на разведение домашнего скота, кроме того, площади пастбищ были сокращены под насаждаемые масличные и фруктовые деревья. Для расширения пастбищного животноводства были вырыты артезианские колодцы. Разводят в основном овец и коз, в меньших объемах - крупный рогатый скот, верблюдов, лошадей, ослов, мулов, домашнюю птицу.

С середины 1990-х гг. резко возросло число туристов, посещающих Иорданию. В основном страну посещают граждане Западной Европы, цель их поездок - библейские города Иорданской долины. Доходы от туризма были одним из главных источников поступления валюты. После начала столкновений на палестинских землях, туристический поток заметно сократился.

Сальдо во внешней торговле Иордании отрицательное - импорт вдвое превышает экспорт. Основные рынки иорданского экспорта: Индия, Ирак, Саудовская Аравия, страны ЕЭС, Индонезия, ОАЭ, Ливан, Кувейт, Сирия, Эфиопия. Импорт в Иорданию поступает из Германии, Ирака, США, Японии, Великобритании, Италии, Турции, Малайзии.

Состав экспорта Иордании: фосфаты, поташ, продовольствие, удобрение, промышленные товары. Состав импорта: нефть, оборудование, транспорт, продовольствие, живой скот, промышленные товары

Используемая правительством Иордании иорданско-хиджасская железная дорога идет от Деръа к Амману и далее на Юг к Маану. "Aqaba Railway Corporation" управляет участком дороги от Эль-Акабы до Батн-эль-Гула, где соединяется с хиджаз-иорданской дорогой.

Длина железных дорог Иордании менее 700 км. Иордания располагает сетью главных, второстепенных и сельских дорог, практически все они имеют твердое покрытие. Строительство и ремонт автодорог возложено на Министерство общественных работ. Дороги связывают не только иорданские города, но и королевство с соседними странами. Одна из главных транспортных артерий - шоссе Амман - Эр-Рамта соединяет Иорданию и Сирию. Шоссе Амман-Маан-Эль-Акаба ведет к морю. От акабского шоссе идет ответвление на Эль-Мудаввара и далее в Саудовскую Аравию. На шоссе Амман-Иерусалим приходится основной поток туристов.

Royal Jordanian Airline - официальная государственная авиакомпания связывает Иорданию со всем миром. В 1983 г. был открыт международный аэропорт "Королева Алия" в Эль-Джизе к югу от Аммана. Амман и Эль-Акаба располагают меньшими международными аэропортами.

В последнее время, в Иордании в связи с переходом на цифровую систему телефонной связи, улучшилось качество предоставляемых услуг; сельские районы по-прежнему нуждаются в телефонизации, в городах основной проблемой остается высокая стоимость услуг связи.

Местные линии Иордании - радиорелейная, коаксиальная и волоконно-оптическая системы связи, расширяется использование сотовой системы, обеспечивается доступ в Интернет. Растет число Интернет-провайдеров.

Международные линии - 3 станции Интелсат, 1 станция Арабсат, 29 морских и земных терминалов системы Инмарсат; волоконно-оптический кабель в Саудовскую Аравию, радиорелейная связь с Сирией и Египтом, подключение к системе FLAG (Fiber-Optic Link Around the Globe - Волоконно-оптическая всемирная линия связи), участник MEDARABTEL; число международных линий достигает 4 000.

Денежная единица Иордании - иорданский динар (1 000 филсов). Обменный курс по отношению к доллару США - 0,7090.

валюта иордании

Денежная единица Иордании - динар, равный 100 пиастрам и 1000 филов. Все старые банкноты с изображениями короля Хусейна (1/2, 1, 5, 10 и 20 динаров, выпущены в период с 1975 по 1997 год) выведены из обращения 1 января 2004 года.


экономика иордании

экономика иордании
Азербайджан
Армения
Афганистан
Бангладеш
Бахрейн
Бруней
Бутан
Вьетнам
Грузия
Израиль
Ирак
Иран
Иордания
Индия
Индонезия
Казахстан
Камбоджа
Катар
Кипр
Китай
Кувейт
Кыргызстан
Лаос
Ливан
Малайзия
Макао
Мальдивы
Монголия
Мьянма
Непал
ОАЭ
Оман
Пакистан
Россия
Саудовская Аравия
Сирия
Сингапур
Северная Корея
Тайвань
Таиланд
Таджикистан
Туркменистан
Турция
Узбекистан
Филиппины
Шри-Ланка
Южная Корея
Япония
экономика иордании
 
экономика иордании Rambler's Top100
О проекте |Карта |Карта отелей
(c) Void Limited Co, 2005
www.panasia.ru