исламская республика иран Иран
исламская республика иран - общая характеристика
 исламская республика иран
исламская республика иран
исламская республика иран
исламская республика иран
Выбор отеля
 
страна
курорт
категория отеля
Отзывы по отелям
 
страна
курорт
категория отеля

исламская республика иран

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

Общая характеристика. Исламская революция в Иране (1978–1979), которая привела к падению монархии, явилась результатом полуторавекового процесса социально-экономических преобразований. Этот процесс породил множество противоречий и внес разлад в иранское общество, прежде всего между светскими реформаторами и мусульманскими традиционалистами. Стимулом преобразований послужил ряд конфликтов с западными державами в начале 19 в., в результате которых за период с 1804 по 1828 Иран потерял все свои закавказские территории, отошедшие к России. В середине 19 в. Иран стал ареной борьбы за сферы влияния между Россией и Великобританией.

Откликом иранского общества на создавшееся положение стал анализ причин деградации страны и поиск путей преодоления кризиса. Этот поиск породил два течения: 1) светских реформаторов, считавших, что стагнация Ирана вызвана авторитарным, деспотическим правлением шаха; они считали, что для возрождения Ирана необходимы религиозные и политические реформы по западному образцу, переход к конституционной форме правления и власти закона; 2) мусульманских традиционалистов, убежденных, что причиной отсталости Ирана стал отход от исламских ценностей и, как следствие, усиление иностранного влияния; способом выхода из кризиса объявлялось строгое следование законам шариата.

Раскол стал очевиден во время событий 1905–1907, когда светские реформаторы потребовали установления конституционной формы правления (хокоумат-е-машруте), а исламские традиционалисты выступили за его шариатскую форму (хокоумат-е-машруа). Принятая в 1906 конституция страны стала выражением компромисса между двумя подходами. В ней были провозглашены суверенитет народа и его основные права. В то же время статья 5 конституции 1906 предоставляла духовенству определенное число мест в парламенте, чтобы гарантировать соответствие законодательства страны исламским догматам. В дальнейшем, особенно при монархах династии Пехлеви (1925–1978), это положение конституции не соблюдалось, и проводилась политика, направленная на секуляризацию иранского общества, системы образования и судоустройства. Против нововведений, грозивших подорвать основы власти религиозных институтов, высказалось мусульманское духовенство. Одним из самых непримиримых оппонентов намечавшихся преобразований стал аятолла Рухолла Мусави Хомейни. В 1964 за организацию антишахских выступлений, в том числе направленных против проведения земельной реформы и участия женщин в выборах, Хомейни был выслан в Ирак.

Однако вместо соблюдения конституционных норм двор вернулся к традиционному авторитарному правлению. В результате от власти отвернулась самая образованная и политически активная часть населения, что привело к победе революции 1978–1979 и свержению шаха Мохаммеда Реза Пехлеви.

Исламская республика. Различные светские и религиозные группировки, объединившиеся в схватке с Пехлеви, имели совершенно разные взгляды на политическую систему, призванную придти на смену прежней монархии. В итоге в течение первых двух лет после свержения шаха в иранском обществе шла борьба между различными политическими силами. В конечном счете верх одержали исламисты, и 1 апреля 1979 была провозглашена Исламская Республика Иран, которую возглавил аятолла Хомейни.

Органы власти. Согласно конституции 1979, в основу всех сторон жизни Ирана были положены принципы ислама. Поэтому управлять странов могли исключительно сведущие в исламе лица – улемы. Верховный религиозный руководитель (факих) осуществляет опеку (велаят) над всей системой власти и страной в целом. Таким образом, реализуется концепция велаят-е-факих, являющаяся краеугольным камнем исламского государственного устройства.

Руководитель является высшим арбитром по разным вопросам внутренней и внешней политики. Он назначает командующих вооруженными силами и Корпуса стражей исламской революции, а также членов Совета попечителей – органа, призванного гарантировать, что все законодательные акты соответствуют принципам ислама. Ему также предоставлено право объявлять войну и заключать мир.

По конституции 1979, высшая исполнительная власть принадлежала президенту и премьер-министру, а законодательная – Национальному одномандатному консультативному собранию (меджлис-е-шура-е-мелли). В него сроком на 4 года избирались 270 депутатов. В функции меджлиса входили разработка, обсуждение и принятие законодательных актов, предложенных правительством.

Меджлис утверждал совет министров по представлению президента и располагал правом делать запросы членам кабинета. В случае выражения недоверия правительство или отдельные министры обязаны были уходить в отставку.

Конституция 1979 предусматривала создание Совета попечителей, в задачу которого входила проверка всех законодательных актов на соответствие исламским законам. Совет попечителей состоял из шести «беспристрастных религиозных лидеров», назначаемых Руководителем, и шести юристов, избираемых меджлисом и специализирующихся в различных областях права.

Судебная система. В соответствии с конституцией 1979 была создана новая судебная система, включавшая три основные инстанции. Первой из них было министерство юстиции, занимавшееся фактически только передачей жалоб и заявлений в разные органы правосудия и поддержанием связи между исполнительной и законодательной ветвями власти. Министр юстиции назначался премьер-министром из списка кандидатов, предлагавшегося Высшим советом юстиции.
Главным судебным органом признавался Высший совет юстиции, в состав которого входили председатель Верховного суда, генеральный прокурор (на эту должность назначаются только священнослужители и богословы) и три высших муджтахита (богослова).

Конституция гарантировала права человека, трактуя их в соответствии с нормами ислама.

Пересмотр конституции 1979. В политической системе, установленной конституцией, имелись противоречия. Часть из них проистекала из самой природы шиитских политических представлений и правовых принципов, а часть – из неопределенности в распределении полномочий между президентом и премьер-министром. По мере ухудшения состояния здоровья Хомейни стало ясно, что необходимо пересмотреть конституцию. В соответствии с письмом Хомейни от 24 апреля 1989 была создана специальная группа в составе 20 членов для пересмотра некоторых положений конституции.

Требования, предъявляемые к Руководителю. Самой трудной проблемой для 20 членов группы, получившей название Совет по переоценке конституции Исламской Республики Иран, стало определение того, каким критериям должен соответствовать преемник Хомейни. По Конституции 1979, Руководитель должен был быть авторитетным лидером. Однако в шиитской традиции отсутствуют нормативные правила определения авторитета. В результате компромиссов и споров была выработана формула, по которой функции «руководителя» (рехбариат) были отделены от функций «авторитетного лидера» (мерьяйят). Соответственно от Руководителя требуется лишь достаточный жизненный и политический опыт.

Должность Руководителя дается пожизненно. Его избирает Совет экспертов, состав которого формируется по результатам всеобщего голосования из кандидатов, одобренных Советом попечителей. Все три уровня государственной власти – законодательная, исполнительная и судебная контролируются Руководителем страны, которым с 1989 является аятолла Сайед Али Хаменеи.

В новой конституции отменен пост премьер-министра и созданы предпосылки для перехода к президентской республике. В состав исполнительной власти входят: глава правительства – президент, избирается на всеобщих выборах на четырехлетний срок (с 1997 – Сайед Мохаммед Хатами) и совет министров (назначается президентом с одобрения парламента). До настоящего времени власть президента сильно ограничена полномочиями Руководителя и парламента.

Высший законодательный орган – Собрание исламского совета, меджлис (бывш. Национальное консультативное собрание), который избирается всеобщим голосованием сроком на четыре года и состоит из 290 депутатов.

Высший орган судебной власти – Верховный суд. Срок полномочий верховного судьи – пять лет.

Пересмотренная конституция предусматривает создание Высшего совета национальной безопасности (ВСНБ). На этот совет возлагается определение государственной политики под контролем Руководителя. Председательствует в ВСНБ президент. В заседаниях Совета в качестве его членов участвуют руководители всех трех ветвей власти, глава Совета верховного командования вооруженных сил, ответственный за государственный бюджет и планирование, два представителя Руководителя, министры внутренних дел и информации, министр правительства в зависимости от повестки дня и командующий Корпусом стражей исламской революции.

Региональные и местные органы власти. Страна разделена на 28 останов (провинций), во главе которых стоят генерал-губернаторы, назначаемые министром внутренних дел. Останы делятся на шахрестаны – административные единицы, включающие города с примыкающей сельской местностью. Управляют шахрестанами чиновники, которые частично назначаются, а частично избираются. Наиболее влиятельным политическим лицом в шахрестане является имам-жоме, или главный пятничный священник, выполняющий роль местного представителя Руководителя.

Политические объединения. После прихода к власти исламидов в 1979 даже в их рядах обнаружились значительные расхождения во взглядах на будущее страны.

Наиболее серьезный идеологический и политический вызов власти был брошен левоисламистской Организацией моджахедов иранского народа (Моджахедин-е Халк), которая исповедовала идеологию, основанную на марксизме, и использовала для общения с «массами» язык, заимствовавший шиитские символы.

Моджахеды открыто выступили против исламского режима, подняв восстание в июне 1981, когда Иран вел тяжелую войну с Ираком. Восстание было подавлено, а лидеры организации, включая Масуда Раджави, бежали в Ирак, где выступили в поддержку его агрессии против Ирана. Представители этой организации, называющей себя также Движением национального сопротивления Ирана, сумели создать на иракской территории военную базу и небольшую армию, которая периодически осуществляет террористические акты в Иране. Движение ведет активную деятельность в США и Европе, стремясь избавиться от образа партизанской и марксистской организации.

Крупнейшей левой светской организацией страны в течение длительного времени была Народная партия Ирана (Туде), которая поддержала исламистов, полагая, что революция, совершенная под их руководством, станет первым шагом на пути к социалистической революции. Определенные круги внутри правящей верхушки также симпатизировали Туде. Однако, опасаясь возможного проникновения представителей этой партии в военный и государственный аппарат, власти в 1983 арестовали ее руководителей, а саму партию запретили. В настоящее время она действует нелегально, а после распада СССР утратила свое политическое влияние. Имеется ряд других левых партий, например Организация федаев иранского народа (Фдаян-е Халк) и Пайкар, которые также находятся на нелегальном положении.

Либеральный фланг включает Движение за свободу Ирана (Нехзет-е-Азедийе-Иран), созданное Мехди Базарганом, последователем Мохаммеда Мосаддыка. В настоящее время руководителем Движения является Ибрагим Язди. Первоначально Движение сотрудничало с Хомейни. Но уже вскоре проявились различия в подходах и взглядах между Базарганом, назначенным главой временного правительства, и революционными исламистами. Когда воинствующие студенты в ноябре 1979 захватили в качестве заложников сотрудников посольства США, Базарган ушел в отставку. С тех пор Движение за свободу Ирана и его ведущие деятели периодически подвергались нападкам.

Светские либеральные силы, например сторонники Национального фронта Мосаддыка, пользуются определенной поддержкой в Иране, но действуют из-за границы. Это же относится и к небольшим монархическим группировкам.
Политические партии. В конституции 1979 нет статьи о деятельности политических партий. Не поднимался этот вопрос и при пересмотре конституции в 1989. Основатель Исламской Республики Иран аятолла Хомейни считал, что социально-экономическая и политическая жизнь страны должна базироваться исключительно на принципах ислама, а все основные законы уже определены Кораном и шариатом.
Вслед за существовавшей в последние годы правления шаха однопартийной системой, когда на службе у правящей верхушки находилась Партия возрождения (Растахис), в 1980-е годы новая политическая элита страны создала свою собственную организацию – Исламскую республиканскую партию (Хизб-е Джомхурийе-Ислами).

Однако борьба за власть среди ее руководства парализовала деятельность партии, и в 1987 она была распущена. После этого было сформировано несколько политических объединений, которые, однако, мало напоминают политические партии и представлены в основном клерикальными группировками вроде Фонда Ресалат, Ассоциации борющихся духовников Тегерана, Общества борющегося духовенства Тегерана.

В 1990-е годы, с подъемом политического сознания масс, их разочарованием в результатах правления исламистов и усилением противоречий внутри правящих кругов, в частности между т.н. умеренными и сторонниками жесткой линии, начал дискутироваться вопрос о создании партий, которые отражали бы новую социальную и политическую структуру общества. Появилось несколько новых политических организаций, например объединение технократов Служители реконструкции и Исламский фронт участия Ирана, поддержавший президента Сайеда Мохаммеда Хатами.

Вооруженные силы. Общая численность армии Ирана составляет ок. 540 тыс. человек, в том числе сухопутных частей – 350 тыс. человек, военно-морского флота – 20,6 тыс. человек, военно-воздушных сил – 50 тыс. человек, Корпуса стражей исламской революции – 125 тыс. человек. Кроме того, сформирован 40-тысячный корпус по защите закона, занимающийся преимущественно охраной границы. Имеются также полувоенные подразделения «басидж» (Организация мобилизации обездоленных) численностью 40 тыс. человек. Военные расходы в 1998/99 финансовом году составляли 5,8 млрд. долл. (2,9% ВВП).

Внешняя политика. В результате революции 1979 произошла полная смена внешнеполитического курса страны. Так, взаимоотношения Ирана и США из союзнических превратились во враждебные. Изменилась и региональная политика. Враждебный настрой по отношению к США привел к сближению с Сирией и Ливией.

Уже в 1984 внутри руководства Ирана проявились расхождения в подходах к внешней политике. Поражение в войне с Ираком и подписание в августе 1988 соглашения о прекращении огня вызвали суровую критику внешнеполитического курса. Тем не менее сторонникам жесткой экстремистской линии удалось помешать кардинальным сдвигам в отношениях с западными странами, прежде всего с США, и предотвратить разрыв тесных контактов с экстремистскими исламистскими группировками.

В 1989 появилось еще одно препятствие на пути улучшения отношений с Западом – т.н. дело Рушди. Негативные внешнеполитические последствия имели убийства ряда лидеров иранской оппозиции, живших в изгнании в Европе, например последнего премьер-министра шахского правительства Шапура Бахтияра. Тем не менее движение в сторону прагматизма продолжилось, что выразилось в нейтральной позиции, которую занял Иран во время войны в Персидском заливе в 1991, и в соблюдении страной режима эмбарго, введенного ООН на торговлю с Ираком.

Иран в постсоветский период. Распад СССР изменил внешнеполитическую обстановку на Среднем Востоке. Война в Персидском заливе продемонстрировала усиление позиций западных государств, особенно США. Соединенные Штаты стали придерживаться стратегии сдерживания Ирана. США также воспрепятствовали тому, чтобы экспорт нефти и газа из стран Центральной Азии и Закавказья направлялся через иранскую территорию.

Отношения с арабскими государствами Ближнего Востока и Персидского залива остаются напряженными, хотя и в меньшей степени, чем в 1980-е годы. Основная причина трений заключалась в негативной реакции Ирана на арабо-израильский мирный процесс и поддержке воинствующих мусульманских группировок среди арабов.

Попытки Ирана укрепить отношения с государствами Персидского залива были подорваны возобновившимся многолетним спором с Объединенными Арабскими Эмиратами из-за суверенитета над островами Абу-Муса, Томбе-Бозорг и Томбе-Кучек. В постсоветский период ухудшились условия диалога Ирана с Турцией и Пакистаном, соперниками за влияние в среднеазиатском регионе и Афганистане.

Избрание в мае 1997 президентом Мохаммеда Хатами открыло новую страницу во внешней политике страны. В декабре 1997 Иран в качестве председателя Организации Исламская Конференция проводил совещание на высшем уровне, в котором приняли участие ведущие лидеры арабских стран.

www.krugosvet.ru

исламская республика иран

исламская республика иран
Азербайджан
Армения
Афганистан
Бангладеш
Бахрейн
Бруней
Бутан
Вьетнам
Грузия
Израиль
Ирак
Иран
Иордания
Индия
Индонезия
Казахстан
Камбоджа
Катар
Кипр
Китай
Кувейт
Кыргызстан
Лаос
Ливан
Малайзия
Макао
Мальдивы
Монголия
Мьянма
Непал
ОАЭ
Оман
Пакистан
Россия
Саудовская Аравия
Сирия
Сингапур
Северная Корея
Тайвань
Таиланд
Таджикистан
Туркменистан
Турция
Узбекистан
Филиппины
Шри-Ланка
Южная Корея
Япония
исламская республика иран
 
исламская республика иран Rambler's Top100
О проекте |Карта |Карта отелей
(c) Void Limited Co, 2005
www.panasia.ru