иран россия Иран
иран россия - москва и тегеран поддерживают регулярный политический диалог
 иран россия
иран россия
иран россия
иран россия
Выбор отеля
 
страна
курорт
категория отеля
Отзывы по отелям
 
страна
курорт
категория отеля

иран россия

 

Краткий обзор Российско-Иранских отношений.
Иран – важный партнер России. По словам президента В.В.Путина, российско-иранское сотрудничество стало заметным фактором, способствующим укреплению безопасности и стабильности как в регионе, так и в мире.

Москва и Тегеран поддерживают регулярный политический диалог по широкому спектру вопросов, включая нераспространение, разоружение, борьбу с терроризмом, положение в Центральной Азии, Ближнем Востоке, Афганистане, Закавказье, Каспийском регионе, Ираке. Россия и Иран развивают взаимовыгодное сотрудничество в торгово-экономической, научной, культурной и других областях. Весомым вкладом в укрепление договорно-правовой базы российско-иранских отношений и важной вехой в целом стало подписание 12 марта 2001 года в Москве президентами двух стран Договора об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран (вступил в силу 5 апреля 2002 года) Большую роль в развитии политического диалога с Ираном играют контакты на высшем и высоком уровнях. Президенты В.В.Путин и С.М.Хатами провели четыре встречи: в рамках «Саммита тысячелетия» (Нью-Йорк, сентябрь 2000 года), в ходе официального визита Президента ИРИ в Россию (март 2001 года), Каспийского саммита в Туркменистане (апрель 2002 года), Саммита ОИК в Малайзии (октябрь 2003 года). В сентябре 2001 года и июне 2003 года состоялись телефонные разговоры В.В.Путина и С.М.Хатами. Активно работает межмидовский консультационный механизм. В апреле 2002 года Москву посетил мининдел Ирана К.Харрази. В марте 2003 года состоялся визит И.С.Иванова в Тегеран. Главы внешнеполитических ведомств двух стран ежегодно встречаются в рамках сессий ГА ООН, регулярно обмениваются посланиями, контактируют по телефону. В 2001 – 2003 годах состоялся целый ряд российско-иранских межмидовских консультаций с участием первого заместителя министра иностранных дел России В.И.Трубникова, заместителей министра В.И.Калюжного, С.И.Кисляка, А.П.Лосюкова, А.Е.Сафонова, Ю.В.Федотова. В 2003 году в России побывали заместители министра иностранных дел ИРИ М.Аминзаде и Г.Хошру, специальный представитель президента ИРИ по вопросам Каспия М.Сафари. Установлены и развиваются связи по линии высших органов законодательной власти и советов безопасности двух стран. В ноябре 2003 года Москву посетил секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Х.Роухани, встретившийся с президентом В.В.Путиным, своим российским коллегой и рядом других высокопоставленных лиц страны. Налаживается российско-иранское взаимодействие в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Осенью 2003 года состоялся первый визит в Тегеран российской делегации во главе с заместителем председателя Государственного комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ А.В.Федорова. Основными направлениями торгово-экономического сотрудничества между нашими странами являются энергетика, в том числе атомная, металлургия, нефтегазовая и химическая промышленность, транспорт. По итогам 2003 года товарооборот составил около 1,37 млрд. долл. (790 млн. долл. в 2002 году), при российском экспорте в Иран около 1,3 млрд. долл. (751 млн. долл. в 2002 году). В атомно-энергетической области в соответствии с межправительственным Соглашением 1992 года российские организации оказывают содействие Ирану в достройке первого блока АЭС в Бушере мощностью 1000 МВт. Строительство этого объекта планируется завершить в 2005 году. Транспортные ведомства России и Ирана, а также Индии приступили к практической проработке проекта создания транспортного коридора «Север-Юг» с целью организации транзита товаров из Европы в страны Ближнего Востока и Южной Азии. 12 сентября 2000 года было подписано, а 16 мая 2002 года вступило в силу соответствующее соглашение с участием России, Ирана, и Индии. К участию в данном проекте проявляет активный интерес ряд других государств. В марте 2003 года в Тегеране состоялось 4-е заседание Постоянной Российско-Иранской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству (сопредседатели: с российской стороны – Министр имущественных отношений России Ф.Р.Газизуллин, с иранской стороны – Министр экономики и финансов Ирана Т.Мазахери), на котором был рассмотрен весь комплекс вопросов двустороннего торгово-экономического сотрудничества. Российско-иранское военно-техническое сотрудничество развивается в строгом соответствии с действующими международно-правовыми нормами. В ходе визита в Москву Министра обороны Ирана А.Шамхани в октябре 2001 года было подписано рамочное межправительственное соглашение о ВТС. В июне 2002 года в Тегеране состоялось заседание Совместной российско-иранской межправительственной комиссии по ВТС. Активно развиваются прямые связи отдельных регионов России с провинциями Ирана. В 2003 году по приглашению российских регионов руководители ряда иранских генерал-губернаторств выезжали с рабочими визитами в города Санкт-Петербург, Волгоград, Новосибирск, Омск. В августе 2003 года руководство провинции Гилян и г.Тегеран приняло участие в подготовке и проведении иранской части программы Международной научно-практической конференции «Великий волжский путь», посвященной празднованию 1000-летия г.Казань. Развивается сотрудничество между российскими и иранскими регионами в рамках деятельности Международного транспортного коридора «Север-Юг», а также Ассоциации торгово-промышленных палат Каспийского региона «Деловой Каспий».

Россия и Иран сотрудничают в области культуры и спорта . В декабре 2003 года в Тегеране находилась с визитом российская официальная делегация во главе с министром культуры М.Е.Швыдким, в ходе которого был подписан межведомственный Протокол о культурном сотрудничестве на 2004 – 2006 гг. В октябре 2003 года в ходе поездки в Москву иранской делегации во главе с вице-президентом, руководителем Организацией физического воспитания ИРИ М.Мехрализаде и Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму был подписан Меморандум о сотрудничестве.

ДОГОВОР об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между РФ и ИРИ.

Российская Федерация и Исламская Республика Иран, далее именуемые Сторонами, - исходя из решимости и взаимного стремления обоих государств к укреплению отношений и разностороннего сотрудничества между ними; - полагая, что развитие взаимоотношений и сотрудничества соответствует коренным интересам обоих государств; - стремясь развивать отношения между ними на более Широкой и долгосрочной основе в политической, торговой экономической, научной, технической, культурной и других областях; - исходя из понимания необходимости построения мира на основе строгого соблюдения положе-ний Устава ООН и норм международного права; - убежденные в том, что в современном мире международные проблемы должны решаться только в соответствии с закрепленными в Уставе ООН принципами суверенного равенства, политической независимость, территориальной целостности, мирного урегулирования споров, неприменения силы и невмешательство во внутренние дела государств; - желая содействовать созданию обстановки мира и стабильности; - вновь подтверждая свою приверженность целям и принципа Устава Организации Объединенных Наций; договорились о нижеследующем:

Статья 1.

Российская Федерация и Исламская Республика Иран, как дружественные государства, строят отношения между собой на основе суверенного равенства, сотрудничества, взаимного доверяя, уважения суверенитета, территориальной целостности и независимости, невмешательства во внутренние дела друг друга.

Статья 2.

Каждая из Сторон обязуется не применять во взаимных отношениях силу или угрозу силой, не использовать свою территорию для совершения агрессия, подрывных и сепаратистских действий другой Стороны.

Статья 3.

В случае, если одна из Сторон подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства, другая Сторона не должна оказывать никакой военной или иной помощи агрессору, способствующей продолжению агрессии, и будет содействовать тому, чтобы возникшие разногласия были урегулированы на основе Устава Организации Объединенных Наций и норм международного права.

Статья 4.

Стороны договорились разрешать споры, которые могли бы возникнуть между ними, исключительно мирными средствами.

Статья 5.

Стороны будут создавать благоприятные юридические, экономические, финансовые и коммерческие условия для двусторонней и многосторонней деятельности и совместных капиталовложений на территориях друг друга и в третьих странах. Стороны исходят из того что, для достижения указанных целей важное значение имеют предоставление режима наибольшего благоприятствования, деятельность Постоянной российско-иранской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству и тесное сотрудничество банков двух государств.

Статья 6.

Стороны будут содействовать развитию долгосрочных и взаимовыгодных связей в целях реализации совместных проектов я области транспорта, энергетики, включая мирное использование атомной энергии и строительство атомных электростанций, промышленности, науки и техники, сельского хозяйства и здравоохранения.

Статья 7.

Стороны будут проводить регулярные консультации и обмениваться информацией и опытом в экономической и научно-технической областях в целях более полного взаимного ознакомления использования потенциала обеих стран в этих областях. Стороны будут в максимальной степени облегчать деятельность в своих странах предпринимателей и специалистов, занятых на совместных объектах сотрудничества, обеспечивать необходимые условия для их работы и проживания.

Статья 8.

Стороны содействуют развитию тесных связей между народами двух стран и расширению взаимодействия между общественными организациями, фондами, религиозными организациями, молодежными и женскими общественными объединениями. Каждая из Сторон предпринимает на основе взаимности меры для упрощения процедуры оформления виз гражданам другой Стороны, прибывающим по линии туристических, экономических, торговых, научно-технических и культурных связей.

Статья 9.

Стороны будут содействовать дальнейшему продвижению сотрудничества в области культуры, науки, образования, искусства, туризма, спорта и в других гуманитарных областях. В этих целях они будут поощрять непосредственные контакты между университетами, научными, культурными и религиозными центрами, архивными учреждениями, музеями и библиотеками, а также организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере науки, культуры и искусства. Стороны будут взаимодействовать в области печати и издательской деятельности, а также поощрять обмен информацией и сотрудничество между информационными службами и средствами массовой информации двух стран. Стороны будут поощрять изучение русского языка в Иране и персидского языка в России.

Статья 10.

В целях определения конкретных направлений и параметров сотрудничества Стороны будут заключать отдельные соглашения в различных сферах.

Статья 11.

Стороны будут стремиться к всемерному содействию развитию и углублению межпарламентских связей, в том числе укреплению контактов между парламентскими группами дружбы.

Статья 12.

Относительно расширения российско-иранского сотрудничества во всех сферах в Каспийском море, Стороны признают Договор между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой и Персией от 26 февраля 1921 года и Договор о торговле и мореплавании между Союзом Советских Социалистических Республик и Ираном от 25 марта 1940 года и приложения к нему в качестве право-вой основы, регулирующей деятельность на Каспии. Правовой режим Каспийского моря должен быть усовершенствован на основе общего согласия пяти прибрежных государств, и Стороны до усовершенствования правового режима Каспийского моря официально не признают никаких границ на этом море, и с учетом вышеизложенного расширяют сотрудничество на Каспийском море посредством разработки необходимых правовых механизмов в сфере рыболовства и рыбоводства, судоходства, прибрежной торговли, разработки минеральных ресурсов и охраны окружающей среды.

Статья 13.

Стороны будут развивать сотрудничество на региональном уровне с использованием имеющихся у них возможностей и потенциала в различных областях, в том числе в сферах транспорта и энергетики.

Статья 14.

Стороны будут проводить на регулярной основе, в том числе на высоком уровне, консультации по вопросам развития и укрепления двусторонних отношений и продвижения многостороннего сотрудничества с участием других государств региона, а также вести переговоры и принимать необходимые меры по укреплению стабильности, обеспечению безопасности и повышению уровня сотрудничества в регионе. В случае возникновения ситуации, нарушающей мир и безопасность или несущей в себе угрозу их нарушения, либо способной послужить причиной международной напряженности Стороны незамедлительно приступят к консультациям друг с другом для обсуждения мер, которые могут быть приняты для урегулирования такой ситуации.

Статья 15.

Стороны будут добиваться дальнейшего повышения роли и эффективности Организации Объединенных Наций как универсального инструмента поддержания мира и международной безопасности и нахождения действенных решений актуальных международных проблем. Они будут углублять свое взаимодействие в рамках Организации Объединенных Наций и других международных организаций и форумов.

Статья 16.

Стороны будут взаимодействовать в продвижении процесса разоружения, сокращения и в конечном итоге ликвидации всех видов оружия массового уничтожения. Стороны будут проводить регулярные консультации с целью координации своих усилий в области международной безопасности, нераспространения и экспортного контроля.

Статья 17.

Стороны будут сотрудничать в области экологии путем обмена опытом в рациональном использовании природных ресурсов, в области внедрения экологически чистых технологий и проведения мероприятий по охране и восстановлению окружающей среды. Стороны будут оказывать друг другу возможную помощь в предотвращении стихийных бедствий и ликвидации их последствий, содействовать разработке международной стратегии в области охраны окружающей среды.

Статья 18.

Стороны будут сотрудничать на двустороннем и многостороннем уровнях в целях искоренения международного терроризма, борьбы с захватом заложников, преступностью, незаконным оборотом наркотиков, контрабандой оружия, исторических, культурных и иных ценностей.

Статья 19.

Стороны подтверждают решимость бороться против всех форм расизма и расовой дискриминации. Стороны придают важное значение межэтническому и межконфессиональному согласию и будут добиваться его укрепления, а также обеспечения прав национальных групп и концессий.

Статья 20.

Настоящий Договор не затрагивает прав и обязательств Сторон, вытекающих из двусторонних и многосторонних договоров, действующих между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран, а также между ними и другими странами.

Статья 21.

Настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу с даты обмена ратификационными грамотами. Настоящий Договор заключается сроком на десять лет и будет автоматически продлеваться на последующие пятилетние периоды, если ни одна из Сторон не уведомит другую Сторону в письменной форме не менее чем за один год до истечения соответствующего периода о своем намерении прекратить его действие.
Совершено в городе Москве 12 марта 2001 года, что соответствует 22 эсфанда 1379 года солнечной хиджры, в двух экземплярах, каждый на русском и персидском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В.В. ПУТИН
ПРЕЗИДЕНТ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН
С.М. ХАТАМИ


иран россия

иран россия
Азербайджан
Армения
Афганистан
Бангладеш
Бахрейн
Бруней
Бутан
Вьетнам
Грузия
Израиль
Ирак
Иран
Иордания
Индия
Индонезия
Казахстан
Камбоджа
Катар
Кипр
Китай
Кувейт
Кыргызстан
Лаос
Ливан
Малайзия
Макао
Мальдивы
Монголия
Мьянма
Непал
ОАЭ
Оман
Пакистан
Россия
Саудовская Аравия
Сирия
Сингапур
Северная Корея
Тайвань
Таиланд
Таджикистан
Туркменистан
Турция
Узбекистан
Филиппины
Шри-Ланка
Южная Корея
Япония
иран россия
 
иран россия Rambler's Top100
О проекте |Карта |Карта отелей
(c) Void Limited Co, 2005
www.panasia.ru