банки ирана Иран
банки ирана - сотрудничество с россией
 банки ирана
банки ирана
банки ирана
банки ирана
 / 
Экономика/ банки ирана
Выбор отеля
 
страна
курорт
категория отеля
Отзывы по отелям
 
страна
курорт
категория отеля

банки ирана

 

Банковская система
После исламской революции 1979г. банковская система Ирана подверглась реорганизации. Все частные банки были национализированы, а сеть филиалов и представительств иностранных банков ликвидирована. Была создана новая банковская система, представленная несколькими крупными банками общегосударственного значения, обширной сетью их отделений и провинциальными банками.

Правовыми документами, определяющими принципы построения и функционирования иранской банковской системы, являются «Закон о банковской деятельности на основе исламских принципов, запрещающих ростовщичество в любых формах», принятый в 1983г., и Конституция Ирана (гл. 4 «Экономика и финансы»). Данная нормативно-правовая база предопределяет существенную специфику банковской системы Ирана и ее отличие от общепринятых стандартов. К главным особенностям следует отнести жесткий контроль за деятельностью банков со стороны государства, запрет на создание частных банков и на один из основополагающих принципов банковского кредитования – платность. Последнее обстоятельство вынуждает банки заменять банковский процент различными льготами, премиями, бонусами.

В соответствии с действующим законодательством, банковская система Ирана призвана решать следующие основные задачи:
– создание и обеспечение функционирования кредитно-денежной системы на основе действующего законодательства и в соответствии с исламскими канонами с целью регулирования денежного обращения и организации системы кредитования для оздоровления и роста экономики;
– привлечение средств для осуществления экономических программ правительства;
– создание условий и разработка финансовых инструментов для обеспечения расширения участия населения в беспроцентных операциях кредитования и депонирования путем привлечения, размещения и перераспределения свободных денежных средств, резервных фондов, сберегательных вкладов и депозитов, а также мобилизации банковских активов с целью обеспечения условий для инвестиций в реальный сектор экономики и решения задачи достижения полной занятости населения;
– регулирование объема денежной массы и контроль за состоянием платежного баланса;
– осуществление платежей и денежных сборов, выполнение переводов, обеспечение коммерческих сделок и предоставление других банковских услуг, предусмотренных законодательством.

Главная роль в формировании, функционировании и развитии банковской системы Ирана отведена Центральному Банку Ирана, который формулирует и реализует на практике кредитно-денежную политику, осуществляет эмиссию денежных знаков, управляет золотовалютным запасом страны, регулирует денежное обращение, кредит.

Контролируя деятельность всех кредитно-банковских учреждений страны, ЦБ осуществляет:
– определение минимальной и или максимальной величины нормы прибыли банков в зависимости от вида банковских услуг и операций, а также льгот и премий, предоставляемых владельцам банковских вкладов;
– разработку и определение направлений инвестирования капитала в рамках экономической политики государства, а также определение минимальной нормы прибыли для инвестиционных проектов и ее дифференциация по отраслям экономики;
– определение максимальной величины средств (кредитов, ссуд), которые могут быть предоставлены клиентам.

Центральный Банк устанавливает обменные курсы риала по отношению к другим иностранным валютам, проводит мероприятия по поддержке курса национальной валюты на бирже, осуществляет контроль за платежами и поступлениями от внешней торговли, ведет сбор и обобщение финансовой статистики о состоянии иранской экономики.

В 2001г. банковская система Ирана, кроме ЦБ, была представлена 6 коммерческими и 4 специализированными банками, которые располагают 12 тыс. отделений по всей стране.

Коммерческие банки – «Банк Мелли» (Национальный банк), «Банк Сепах» (Военный банк), «Банк Меллат» (Народный банк), «Банк Теджарат» (Торговый банк), «Банк Садерат» (Экспортный банк), «Банк Рефахе Каргаран» (Банк благоустройства рабочих).

Специализированные банки – «Банк Санъат ва Маъдан» (Банк промышленности и рудников), «Банк Кешаварзи» (Сельскохозяйственный банк), «Банк Тоусе Садерат» (Банк развития экспорта), «Банк Маскан» (Банк жилищного строительства).

В Иране функционируют многочисленные банки провинций, деятельность которых ограничена по территориальному принципу, а по видам совершаемых операций их можно отнести к универсальным банкам.

Все банки в Иране занимаются финансовой посреднической и прямой инвестиционной деятельностью, выступая учредителями или соучредителями производственных компаний в государственном и частном секторах экономики.

Основными сферами, куда направляются инвестиции, являются нефтехимия («Банк Мелли», «Банк Садерат», «Банк Меллат», «Банк Санъат ва Маъдан»), дорожное строительство («Банк Мелли», «Банк Теджарат»), строительство метро («Банк Сепах»), агропромышленный и животноводческий сектор («Банк Кешаварзи», «Банк Тоусе Садерат»), металлургия («Банк Садерат», «Банк Теджарат»).

Государство жестко контролирует кредитную политику банков, устанавливая квоты предоставления кредитов для различных отраслей экономики. В 2001г. Закон о госбюджете предписывал отраслевое распределение кредитов: промышленность – 33,5%, сельское хозяйство – 25%, строительство – 29%, торговля и другие услуги – 12,5%.

Все операции с валютой контролируются ЦБ, который требует от всех банков получения у него разрешения на каждую конкретную сделку.

Правительство, связанное законом о ведении банковских операций на основе исламских норм, которые запрещают взимание процента, не имеет возможности проводить эффективную кредитно-денежную политику, используя такие средства, как изменение нормы обязательных банковских резервов и учетной ставки Центрального банка. Банковская система страны работает в условиях отрицательного процента, когда темп инфляции превышает установленную государством «плату за банковские услуги» по выдаваемым кредитам. Операции Тегеранской фондовой биржи настолько незначительны по своему объему, что не в состоянии оказывать влияние ни на динамику ВВП, ни на размер денежной массы. В 2001г. отношение сумм биржевых сделок к ВВП составило 1,6%, а к денежной массе (М 2) – 3,7%.

Денежный рынок в Иране по-прежнему регулируется административными методами через установление лимита для нетто-кредитов, выдаваемых банковской системой, а также путем установления обязательной структуры распределения кредитов по отраслям экономики.

Стали появляться признаки, свидетельствующие о возможности реформирования финансовой системы страны в ближайшей перспективе. Основой нормативно-правовой базы осуществляемых изменений является Закон о третьем пятилетнем плане социально-экономического и культурного развития Ирана на 2000/01-2004/05гг., которым предусмотрено ослабление монополии государства в банковской сфере. Из-за сильного сопротивления консерваторов, сохраняющих свое влияние всех ветвях власти, реализация правительственных планов реформ продвигается медленно.

К наиболее заметным шагам, предпринятым иранским руководством в 2001г. в банковской и финансовой сферах следует отнести:
– впервые после исламской революции 1979г. в Иране были открыты два частных банка – Банк New Economy (новая экономика) и Банк Parsian (персидский). Первый банк со стартовым капиталом в 24 млн.долл. контролируется иранской промышленной группой Бешахр. Банк Parsian создан при содействии автомобилестроительного сектора и имеет начальный капитал в 35 млн.долл. Оба банка планируют оказывать широкий спектр банковских услуг на современном уровне, что позволит сократить дистанцию между банковскими системами Ирана и других стран. Готовятся к работе «Кооперативный банк» и «Промышленный банк». Организация частных банков производится в соответствие с правилами, принятыми парламентом страны в 2000г.

Приватизацию в банковской сфере страны может ожидать такая же участь, что и всю программу децентрализации экономики, которая сводилась лишь к лозунгам. Частные банки поставлены в условия не позволяющие им успешно конкурировать с госсектором в этой сфере. Не разрешено изменять ставки по депозитам установленным ЦБ (13,5%, 15% и 18% по кратко- средне- и долгосрочным вкладам), не разрешается снижать ставки оплаты банковских услуг, уровень которых также определяется и контролируется Центральным Банком.

ЦБ Ирана разработал план постепенного сокращения количества госбанков. Планируется ликвидировать «Банк Рефахе Каргаран» (Банк благоустройства рабочих), «Банк Ceпax» (Военный банк) и «Банк Меллат» (Народный банк). Указанные банки войдут в состав банков «Садерат» (Экспортный банк), «Мелли» (Национальный банк) и «Теджарат» (Торговый банк), соответственно. Основная цель планируемых преобразований заключается в создании благоприятных предпосылок для деятельности нарождающегося частного банковского сектора. План передан на рассмотрение в министерство экономики и финансов Ирана;
– Центральный Банк начал реформирование сети зарубежных отделений иранских банков. Намечено реформировать ceть из 100 отделений. Количество отделений будет сокращено путем их слияния и преобразования в банковские учреждения с более высоким уровнем активов. Осуществление этих планов началось с банковских учреждений Ирана в Великобритании, где отделения банков «Теджарат» и «Меллат» преобразованы в Persia International Bank, а отделения банков «Мелли» и «Сепах» в Melli Bank PLC & Sepah International. Одна из целей проводимых преобразований заключается в повышении активности и конкурентоспособности иранских банков за рубежом.
– принято решение о введении с 2002/2003 ир. года единого валютного курса риала. С начала иранского года (с 21 марта 2002г.) в Иране действует только один унифицированный обменный курс риала по отношению к иностранным валютам. Все операции с валютой осуществлять через банковскую систему, а обменный курс риала определяться Центральным банком. Глава ЦБ М.Нурбахш назвал введеный новый обменный курс «регулируемым плавающим курсом». По мнению М.Нурбахша, единый обменный курс положил конец чрезмерным льготам, предоставляемым государственным организациям, и предотвратит злоупотребления, имеющие место при совершении операций с валютой. Новый курс риала был положен в основу при подготовке проекта госбюджета на будущий фин.г.
– в изменении системы управления финансовой сферой. Необходимо ликвидировать дублирующие друг друга организации и создать на их базе один руководящий и координирующий орган. Денежно-кредитной сферой страны управляют – министерство экономики и финансов, орraнизация планирования и управления, Центральный банк;
– в структурной перестройке банковской системы.

Коммерческие банки должны иметь возможность действовать самостоятельно, в соответствии со своими уставами и независимо от Центрального банка. Процесс приватизации в банковской сфере должен быть ускорен. Упор должен быть сделан на развитии сети специализированных банков, обслуживающих определенные отрасли экономики.
– в пересмотре роли Центрального банка в управлении денежно-кредитной сферой страны. Центральный банк имеет большие права и часто выполняет не свойственные ему функции (занимается валютными операциями с целью покрытия дефицита госбюджета).

После подписания в мае 2001г. между банком «Мелли» и «Внешторгбанком» соглашения об открытии взаимных специальных счетов и установлении технического порядка расчетов между двумя банками по обслуживанию внешнеторговых операций, указанные банки открыли счета для взаимного кредитования и отработки механизма финансирования торговых операций.

Российские банки «Внешэкономбанк» и АКБ «Еврофинанс» проводят переговоры с рядом иранских банков по установлению взаиморасчетов в соответствии с принятой международной практикой.

В 2001г. инвестиционная политика Ирана продолжала формироваться на законодательной основе планами социально-экономического развития страны. При этом выполнение инвестиционных программ является обязательным для государственного сектора, а частный сектор привлекается к их реализации методами экономической политики.

Реализация задач структурной перестройки иранской экономики, поставленных в третьем пятилетнем плане социально-экономического и культурного развития Исламской Республики Иран (2000/01-2004/05гг.) требует привлечения в экономику страны значительного объема инвестиций. По оценкам, ежегодно стране требуется около 14,5 млрд.долл. Учитывая слабость внутренних источников финансирования, особые надежды возлагаются на привлечение иностранных инвестиций и в этом направлении иранское руководство продолжало проводить работу, включая повышение активности Ирана во внешнеэкономической сфере и усилия, направленные на совершенствование и модернизацию правовой базы, регулирующей инвестиционный рынок страны.

До сих пор основа нормативно-правовой базы Ирана в области регулирования деятельности иностранного капитала формируется на базе Закона о привлечении и защите иностранных инвестиций от 1955г. с последующими дополнениями, а также правил от 1956г., касающихся выполнения этого закона.

Устаревшее законодательство отстало от современных норм и сохраняет ограничения на сферы деятельности иностранного капитала и на организационные формы реализации инвестиционных проектов. Законодательство запрещает передачу в собственность иностранцам природных ресурсов страны. Широко распространенные в мировой практике сделки на условиях раздела продукции и концессии пока не могут быть использованы в Иране. Запрещена деятельность иностранного капитала в банковской сфере (за исключением свободных торгово-экономических зон), не разрешается регистрация и самостоятельная производственная деятельность филиалов иностранных компаний на территории Ирана. Практически невозможно создание СП с преобладанием иностранной доли в уставном капитале.

Существующие ограничения и высокие ставки налогообложения сдерживают прямые иностранные инвестиции в экономику Ирана. За последние несколько лет реальный приток иностранные инвестиций в экономику страны не превышал 1 млрд.долл. в год, причем прямые иностранные инвестиции отсутствовали. Преобладающая часть иностранного капитала привлекается и используется на условиях «файнанс» и «бай-бэк».

В мае 2001г. парламент страны принял новый закон о привлечении и защите иностранных инвестиций, который явится шагом вперед на пути либерализации действующего режима для иностранной инвестиции и улучшения инвестиционного климата в стране.

Новый закон выгодно отличается от старого, которому исполнилось уже 47 лет. В новом законе предусматривается равенство национальных и иностранных инвесторов, снимаются ограничения на участие иностранных инвесторов в полностью государственных секторах иранской экономики, упрощается процедура выдачи лицензии иностранному инвестору, предусматривается решение спорных вопросов не только в иранских судах, но и в любом международном судебном органе Предусмотрено расширение списка льгот (таможенных, налоговых, визовых) для иностранных инвесторов. Одним из важнейших положений нового закона является предоставление иностранных инвестору гарантий со стороны государства.

Наблюдательный Совет, решения которого в большинстве случаев отражают взгляды консерваторов и без одобрения которого ни один важный законодательный акт не может вступить в силу, отверг закон. По мнению членов Наблюдательного Совета, новый закон во многом противоречит конституции страны, а также предоставляет необоснованные привилегии иностранцам (правительственные гарантии), что может привести к установлению их господства в экономике страны.

В результате противодействия консерваторов новый закон об иностранных инвестициях до сих пор не вступил в силу и, наиболее вероятно, в него придется вносить поправки, искажающие его направленность и первоначальный смысл важнейших положений. 10 марта 2002г. закон направлен в Совет по определению целесообразности принимаемых решений интересам исламского строя, который должен сыграть роль верховного арбитра в споре между парламентом и Наблюдательным Советом.

Для улучшения инвестиционного климата в стране иранские власти в 2001г. принимали меры по наведению порядка в области налогообложения. В связи с жалобами ряда иностранных компаний, работающих в Иране, на действия местных налоговых органов и недостаточную прозрачность действующего законодательства в области налогообложения, Министерство экономики и финансов ИРИ издало директиву, призванную устранить произвольное толкование положений законов и других нормативно-правовых актов в области налогообложения. Директива объявляет недействительными все устные распоряжения местных налоговых инспекторов. Имеющими силу объявляются распоряжения, издаваемые в письменной форме и только министерством экономики и финансов. Руководству налоговыми органами указывается на необходимость повысить качество работы своего персонала. Высшему совету по налогам предписано привести в соответствие с настоящей директивой все действующие инструкции и правила в области налогообложения.

Замминистра экономики и финансов ИРИ М.Карбасьян заявил, что имеются планы пересмотра уровня налоговых ставок и порядок взимания налогов с иностранных юридических лиц. Министерство провело исследование в этой области и согласилось с тем, что иностранные компании должны работать в Иране в равных условиях с местными компаниями, что будет способствовать притоку в страну иностранных инвестиций.

В 2001г. парламент принял поправки к закону о прямом налогообложении, предусматривающие снижение давления налогового пресса, как на юридических, так и на физических лиц. Поправки направлены на стимулирование экономического роста путем создания благоприятных и стабильных условий для хозяйственной деятельности. На первом этапе снижение налоговых сборов может отрицательно сказаться на доходной части бюджета правительства, однако в результате роста экономической активности и улучшения инвестиционного климата, государственная казна получит больший объем доходов, чем сейчас.

Действующее налоговое законодательство поглощает до 70% доходов компаний. Новые правила предусматривают снижение этой доли до 40-50%. Расширяется список случаев предоставления налоговых каникул и увеличение срока их действия. Предусматривается повышение минимального уровня зарплаты рабочих и служащих, и доходов юридических лиц, освобождаемых от уплаты налогов.

В целях расширения притока иностранного капитала в форме прямых инвестиций иранское правительство создает особые условия в свободных торгово-экономических зонах, в которых вводится более либеральный и привлекательный режим для иностранного капитала. В отличие от обычных условий режим СЭЗ разрешает создание производственных компаний с 100% иностранным капиталом. Предприниматели освобождаются от уплаты налогов в течение 15 лет. В свободных зонах теперь разрешается создание частных банков и других кредитных учреждений в форме открытых и закрытых акционерных компаний с привлечением иностранного капитала, могут создаваться частные страховые компании и открываться отделения иностранных банков. Сняты ограничения на валютные расчеты физических и юридических лиц по внешним операциям.

С принятием нового закона об иностранных инвестициях, иранские руководители заявляют о гарантиях того, что иностранные капиталы в Иране не будут подвергаться рискам, в т.ч. национализации, реквизиции. Если такое вдруг произойдет, то правительство обязуется возместить капитал по рыночной стоимости. Правительство гарантирует, что при заключении инвестиционных соглашений налоговое законодательство, действующее во время заключения соглашения, будет оставаться для этого соглашения неизменным на весь срок его действия. Если даже на этот период будет принято новое законодательство, то оно обратной силы на заключенное соглашение иметь не будет.

Основными отраслями, в которые направлялись иностранные капиталовложения, являлись нефтегазовая и нефтехимическая промышленность, черная и цветная металлургия, горнорудная отрасль, теплоэнергетика, перерабатывающая промышленность, а также строительство, транспорт и связь.

Среди наиболее крупных внешних инвесторов в Иранскую экономику можно назвать компании, занятые в нефтегазовой отрасли – «Тотальфина-Эльф» (Франция), «Петронас» (Малайзия), «ЭНИ» и «Аджип» (Италия), «Роял Датч Шелл» (Англия/Голландия).

Основной формой инвестиционного сотрудничества являются контракты на условиях «бай-бэк», что не полностью соответствует интересам иностранных компаний. Ряд иностранных инвесторов высказывают озабоченность в связи с недостаточной политической стабильностью в стране и связанной с этим высокой степенью риска, а также высокими налоговыми ставками и бюрократическими препонами. Поэтому поток инвестиций в Иран сдерживается названными факторами и ожиданием иностранными инвесторами благоприятных изменений в правовой базе иранской инвестиционной политики.

Несмотря на сложную инвестиционную ситуацию в Иране, российско-иранское инвестиционное сотрудничество в 2001г. было продолжено.

Активное участие в этом процессе принимает ОАО «Газпром», которое вошло в международный консорциум, ведущий работы по освоению крупного месторождения природного газа «Южный Парс», и инвестировало за последние три года 500 млн.долл. в реализацию этого проекта. Ожидается, что эта компания будет участвовать и в других нефтегазовых проектах Ирана.

Свой интерес в подписании контрактов по добыче нефти на территории Ирана выразила «Тюменская нефтяная компания», которая готова ежегодно инвестировать 200 млн.долл. в эти проекты.

Некоторые банковско-финансовые учреждения России проявляют заинтересованность в инвестиционном сотрудничестве с Ираном. «Альфа-банк» заявил о своей готовности к совместному финансированию иранских проектов.

«Альфа-банк» уже участвует в российско-иранском экономическом сотрудничестве, являясь гарантом российских компаний по контракту на строительство атомной станции «Бушер-1», которая в 2001г. оставалась главным объектом сотрудничества.

В ближайшие годы наиболее перспективными объектами для развития российско-иранского сотрудничества будут являться: строительство второго блока АЭС «Бушер» и новой АЭС; строительство ТЭС «Табас» и обустройство угольного месторождения «Мазино», сооружение дополнительных энергоблоков на иранских ТЭС; участие в строительстве газопроводов, включая газопровод Иран-Пакистан-Индия; участие в разработке иранских нефтегазовых месторождений.

iranbazaar.ru

банки ирана

банки ирана
Азербайджан
Армения
Афганистан
Бангладеш
Бахрейн
Бруней
Бутан
Вьетнам
Грузия
Израиль
Ирак
Иран
Иордания
Индия
Индонезия
Казахстан
Камбоджа
Катар
Кипр
Китай
Кувейт
Кыргызстан
Лаос
Ливан
Малайзия
Макао
Мальдивы
Монголия
Мьянма
Непал
ОАЭ
Оман
Пакистан
Россия
Саудовская Аравия
Сирия
Сингапур
Северная Корея
Тайвань
Таиланд
Таджикистан
Туркменистан
Турция
Узбекистан
Филиппины
Шри-Ланка
Южная Корея
Япония
банки ирана
 
банки ирана Rambler's Top100
О проекте |Карта |Карта отелей
(c) Void Limited Co, 2005
www.panasia.ru