история камбоджи Камбоджа
история камбоджи - ченла, ангкор, империя камбуджадеша ангкор
 история камбоджи
история камбоджи
история камбоджи
история камбоджи
 / 
История
Выбор отеля
 
страна
курорт
категория отеля
Отзывы по отелям
 
страна
курорт
категория отеля

история камбоджи

 

история камбоджи
Очень немного известно о доисторической Камбодже, хотя имеются археологические свидетельства, что до 1000 году до н. э. камбоджийцы питались в основном рыбой и рисом и жили в домах на сваях, так же, как и теперь. С 1 по 6 века, большая часть Камбоджи принадлежала королевству Фунан в юго-восточной Азии, сыгравшему огромную роль в развитии политических институтов, культуры и искусства последующих кхмерских государств.

Камбоджа
Год основания - 612
Образование кхмерского государства. Ченла

Социальные процессы в обществе кхмеров V-VI вв. были сходны с теми, что происходили в монских областях. Военную демократию здесь сменяет военно-иерархическая структура власти. Вокруг общеплеменного сакрального центра - горы Лингапарвата (совр. Таиланд) - шло образование военного союза кхмерских вождей, направленного против Фунани и Чампы. Почитаемым эпосом военной знати стала "Махабхарата", священная территория была ассоциирована с Курукшетрой. Первые надписи, датируемые V в., выполненные южноиндийским шрифтом паллава, принятым в Фунани, повествуют о церемонии посвящения вождя, приносящего клятву. Военный союз кхмерских вождей сбросил иго Чампы, которая до этого взимала дань с земель кхмеров.
Раннее государство кхмеров было простым социальным организмом: правящий слой, знакомый с индийской культурой, введший почитание индуистских божеств, сосредоточивался в общинных центрах - пура. В этой среде и формировались новые социальные отношения. Земледельческое население кхмерских земель объединялось в общины: домовую общину, патронимию, - кула и территориально-родовую общину - пура. Родственные связи придавали этим коллективам особую прочность. Человек входил одновременно в несколько социальных общностей. Последние также включали несвободных - даса, подвергавшихся эксплуатации. По мере развития земледелия, образования у кхмеров значительных земледельческих зон росла сила внутриобщинных имущих слоев - носителей частнособственнических тенденций и социального неравенства. Надобщинная власть поддерживала имущие слои в их противостоянии рядовым общинникам, становясь соучастницей процесса развития имущественного неравенства в обществе.
Общинные верхи, используя родо-племенные обычаи, одаривали вождей, узурпируя в этих целях общинную и родовую собственность. Военные вожди принимали дары и дань от старейшин, становившихся данниками удачливых военных предводителей. Последние выступали от лица благородных родов - кшатриев. Имущество этих родов, называвшееся ишвара и заключавшееся в землях, оросительных сооружениях, деревнях даса, наследовалось по женской линии. Рабство имело ограниченный характер, а эксплуатация свободных .не стала системой. Формировавшийся эксплуататорский слой был уже привилегированной частью общества, но не составлял ни замкнутого сословия, ни класса.
Объединение кхмерских земель - пура - военной силой кшатрийских родов началось из Бхавапуры, расположенной на р.Меконг между горами Дангрек и оз.Тонлесап. Бхававарман I (ок. 550 - ок. 600) и его брат Читрасена (после посвящения в правители - Махендраварман, правил ок. 600 - ок. 612) подчинили ряд кхмерских земель и поставили свои линги, передав им в дар часть военной добычи.
При сыне Читрасены, Ишановармане I (ок. 612-628), к югу от железорудных гор Пном Дек была воздвигнута новая столица, Ишанапура, известная по сохранившимся надписям (ок. 200), археологическим находкам и описанию в китайской династийной хронике Суй. По данным последней, население Ишанапуры состояло из двадцати тысяч семей (ок. 100 тыс. человек). В конце VII в. в составе государства было тридцать городов - пура, каждый имел наместника из местной знати. Область плотного заселения - военный "центр" - окружали периферийные "страны" - виджайя, сохранявшие значительную автономию. В них продолжали править кхмерские династии, поддерживавшие связи как с Индией, так и с Китаем. Сюда прибывали брахманы-аскеты, представители вишнуитских сект, проповедники буддизма. Воздвигались линги, статуи богов, буддийские вихары.
Ишанапура не всегда считалась главным городом. Политическая гегемония на протяжении VII в. перемещалась в разные пура, в которых правили кшатрийские семьи, принадлежавшие либо к Солнечной, либо к Лунной династиям. При правителе Бхававармане II (635-655) происходит объединение через браки Солнечной и Лунной династий; в культе утверждается почитание синкретического божества Хари-Хары (Вишну - Шивы), сосуществовавшее с почитанием женских божеств Лакшми и Умы. В новых мифических версиях, санкционировавших возникавший социальный порядок, возводивших происхождение династии Камбуджи (Ченлы) к браку аскета Камбу Сваямбхувы с солнечной феей Меру, сохранялся образ Великой Матери, предпочтение отдавалось женским культам. Статуэткам индийских божеств придавались женские черты. Широко был распространен культ нагое, связанный с почитанием матери-прародительницы, что способствовало позже в буддийских государствах ХШ-XIV вв. возрождению древних общинных культов.
В VII в. при Ишановармане Ченла стала играть некоторую международную роль: правитель в 616-617 гг. направлял послов ко двору китайского императора. Древняя история Тан упоминает два посольства из Ченлы под 623 и 628 гг. О Ченле говорится в записках китайского паломника Сюань Цзана (VII в.).
В 657 г. в кхмерских землях появился новый лидер - Джаяварман I (657-681): надписи из разных районов воспевают его военные успехи, называют чакравартином, т.е. императором, "господином земли". Доблесть вождя импонировала воинственному населению: по данным китайских источников, оружие носил весь народ. На объединение военной силой кхмерских земель Джаяварман I потратил 20 лет, но после его смерти тотчас наступили "смутные времена".
Управление государством, созданным военной силой, осуществлялось царем военными методами. Подвластные земли платили дань - кара и несли воинскую повинность - акара. Сокровищница государства - раджа коша - занимала важнейшее место в системе администрации.
Эпиграфика VII в. отразила патерналистскую концепцию власти. Подобно Ману, кхмерский правитель обязан защищать свой народ, поэтому он приравнивался к Индре. Тенденция к сакрализации власти царя сказалась в добавлении к его имени в санскритских надписях термина дева. Сакрализована была и власть (сиддха) над имуществом, окруженная магическим ореолом. Постепенно власть над имуществом и над людьми сливается в одно понятие - дхарму, этическую норму поведения домохозяина. Законотворческая деятельность кхмерских царей была направлена на укрепление социального положения частных собственников, но при сохранении семейных и общинных ограничений в наследовании.
Увеличение числа надписей в VII в. (знакомящих в основном с двумя социальными слоями кхмерского общества - сановниками и несвободными) - это показатель роста богатства родов, из которых выходили военно-административные чиновники - мратани, передававшие родовым храмам часть имущества рода: несвободных -ку и ва, скот, изделия художественных ремесел, рисовые поля. Мратаням подчиняется нижний должностной слой - пони, связанные с общинами. Оформляется сословие служителей культа.
Особо почитаемой при Джаявармане была секта пашупата. Аскеты этой секты распространяли культ Шивы, имевший космическое значение. Шива, воплощение плодородия, милость которого якобы управляла законом кармы, согласно учению, делился с царем своей шакти, т.е. духовной и физической силой. Начался процесс аристократизации кхмерского индуизма. Из брахманов и аскетов, обслуживавших двор, выходили гуру - наставники и советники царей. Правитель и его советники были первыми почитателями Шивы, главного божества элиты. Шиваизм проникает и в нижние слои социальной иерархии. В эпиграфике фиксируются различные виды дарений, каждый из которых по-своему способствовал формированию структуры господствующих слоев. В качестве благочестивого дарения оформлялись назначения на государственные посты (советников, наместников), предоставлялись титулы. Фиксировались также дарения материальных предметов и всякого рода светских и религиозных привилегий.
Кхмерские правители VII в. были знакомы с дхармашастрами: при их ворах были должностные лица - знатоки дхармашастр, цитировавшие их в ходе судебных разбирательств. Придворные аскеты знакомили царей и с индийской доктриной государства. Государственная служба у кхмеров стала приравниваться к исполнению дхармы: последняя не членилась на дхармы дари, а рассматривалась как единая дхарма почитателей Шивы. В единстве дхармы было скрыто стремление поддержания единства государства, подчинения периферии "центру": последний брал на себя функцию защиты территории периферии, взимая за это дань.
Почитание Шивы - индивидуалистическое по своим целям, как личный союз почитателя с богом, - в социальном контексте трактовалось как отношения "господина и слуги". Социальное самосознание кхмерской знати формировалось в условиях слабой социальной стратификации. Главным социальным противопоставлением было "свой" - "чужой" (даса). "Дарение даса" считалось престижным и часто упоминается в эпиграфике, но владение несвободными имело не столько экономическое, сколько социальное значение, поднимало престиж дарителя. Особенно престижной считалась передача несвободных храмам - как демонстрация состоятельности и благополучия, способности оказать покровительство и повлиять на карму тех, кому оно оказывалось. Источником рабства были войны, много было рабов по рождению. Существовала работорговля. Надписи упоминают надсмотрщиков над рабами, что указывает на использование труда последних в земледельческом и ремесленном производстве.
На службу новому социально-политическому строю были поставлены представления военной знати кхмеров о ее принадлежности к кшатриям: только социальная группа, наделенная особой энергией (шакти), могла управлять страной к ее благу, передавая подданным свою магическую силу. Государственная служба становится наследственной привилегией знатных родов.
В VII-VIII вв. появляются и незнатные роды, претендовавшие тем не менее на родство с царскими семьями. Осваивая новые земли, они создают местные династии. В конце VIII в. было шесть таких социально-политических группировок. Основой их силы была власть над свободными и зависимыми людьми.
Культ Шивы - бога разрушения и созидания, становления и изменения - отражал социальные потрясения, рождение военно-административной элиты, сплочение в господствующий класс имущих слоев, сакрализацию царской власти, развитие государственности, формирование же кхмерского "индуизма" указывало на местные, "этнические" особенности этого процесса.
Раннеклассовое общество кхмеров, как и общество монов, было привязано к определенному типу хозяйствования - ирригационному рисоводству. Возрастание плотности населения кхмерских общин поставило земледельческое производство на грань кризиса. В поисках выхода правящий слой в кхмерских государствах вынужден был приступить к освоению трудом общин новых земель и сооружению крупной системы ирригации к югу от хребта Дангрек. Совершенствуется техника ирригации, возрастает продуктивность земледелия, но не производительность общественного труда. Использование господствующим классом больших масс живого труда, организованного по общинному принципу, сдерживало процессы феодализации. Тем не менее освоение кхмерами нового рисового района подготовило дальнейшее социально-политическое развитие обществ Центрального Индокитая: с конца VIII в. складывается государство Камбуджадеша (Ангкор).

Камбуджадеша (Ангкор) в VIII - XIII веках

История одного из значительных феодальных государств Азии, империи Камбуджадеша, четко делится на три периода: ранний - конец VIII-X в.; период расцвета - начало XI - начало XIII в.; поздний - середина XIII - середина XIV в.
В конце VIII - начале IX в. правитель княжества Аниндитапура, Джаяварман II, повел вооруженную борьбу, объединяя разрозненные княжества. Закрепив за собой восточные области, он перешел на запад в район р.Сиемреап, где основал город (вблизи будущей столицы Яшодхарапуры, позднее названной Анг Нокор или Ангкор). Официально провозглашенный монархом в 802 г., Джаяварман II правил до 854 г. Он строил города к северу от Большого озера, где до этого не было крупных центров государственности, и вел широкую раздачу земель. В это время исчезли с социальной арены и заменились другими целые группы населения. Прослойка землевладельцев тангов была заменена социально близкой им, но более многочисленной и социально активной группой вап; это были мелкие землевладельцы, связанные с общиной, но имевшие земли и за ее пределами. Крупные землевладельцы - мратани - во все большей степени становятся чиновниками. Разрастается сословие чиновников - кхлонь.
В ранний период наряду с сохранением многих традиций VII-VIII вв. возникают явления, типичные для времен империи: расчистка леса и пожалования монархом целых общин-сруков светским и духовным владельцам. Начинается характерное для IХ-ХI вв. освоение нови по инициативе феодала. Интенсивно развивается крупное светское и духовное феодальное землевладение, чему постоянно способствует государство. Рост крупного землевладения в это время шел еще не за счет разорения мелких и средних свободных землевладельцев; на начальном этапе империи земли дарили в основном монархи. С IX в. представители деревень являются обязательными свидетелями при сделках с землей. Нет упоминаний о купле-продаже земли, редко встречается и упоминание об обменах; нечасты и сведения об операциях с малыми участками земли - сре (рисовое поле).
Шло освоение за счет государства новых полей, строительство каналов, водоемов и передача всего владельческого комплекса - срука - служилым или такая же передача, но с обязательством построить храм и содержать его из доходов, приносимых этой землей. По-видимому, использовался труд юридически свободных сельских общинников - анаков - для первоначальной обработки земли; они не только выплачивали государству налоги и подати, но и отбывали трудовую повинность, или государственную барщину, служили в армии. Труд зависимых-кньомов был важным элементом земледельческого производства.
При Джаявармане П сливались светская и духовная власть, законченный вид приобрел культ бога-царя (девараджи). Теперь кхмерское государство представляло собой неограниченную деспотию, всевластный монарх одновременно являлся верховным богом. Наметившееся ранее слияние служилых и неслужилых светских частных землевладельцев с духовенством было окончательно оформлено, кхмерское государство смогло создать вокруг себя империю, по размерам и длительности существования равную величайшим империям Азии.
Культ девараджи был сочетанием аустроазиатского культа предков (в частности, предков монарха) и культа духов земли с малораспространенными в индийском мире, но оказавшимися удобными для кхмеров тантрийскими представлениями о божественной силе и мощи государя в сочетании с основными особенностями шиваизма. Торжественный обряд девараджи был процедурой совмещения земной и божественной власти в лице данного монарха. Основным божеством стал Шива, а символом мощи - линга (фаллический символ). Это был эзотерический культ: не столько пропаганда учения, обучение текстам и пр., сколько демонстрация сверхъестественной силы и соучастие в обряде лежали в основе социальной функции культа Шивы. Он развивался по преимуществу в сфере "человек - общество - бога, санкционируя реальность лишь в сфере общественных отношений; сфера "человек - бог" оставалась другим культам: местным, буддийским и индуистским. Служителями культа девараджи были частью брахманы (составлявшие не замкнутую варну, как в индийских обществах, а сословие священнослужителей), частью-гражданские служащие государства.
В правление Джаявармана III (854-877) шло экономическое и социальное освоение созданного его отцом ядра империи. Оно подготовило новую полосу объединительных и завоевательных войн в правление Индравармана I (877-889) и Яшовармана I (889-между 900 и 912). В конце IX - начале Х в. начинается процесс наделения кньомов землей и превращения их в категорию зависимого крестьянства и процесс перехода части земель свободного населения к храмам. Чрезвычайно сложными становятся отношения залога, продажи, дележа доходов.
Шли процессы объединения кхмерских земель и создания полиэтнической империи. При Индравармане I династический брак включил в государство старинные земли Бапнома, области вдоль Меконга и бассейн р.Мун. Объединение земель бывшей Камбуджи (Ченлы) было завершено. Мощный государственный аппарат, наличие обширного слоя свободных землевладельцев-общинников и индивидуальных владельцев земли, политико-религиозное единство были основой укрепления государства. Индраварман I объявил себя сюзереном "Джавы" (малайское государство Шривиджайя), Чампы, расположенной восточнее, и даже Танской империи. Опираясь на значительный еще фонд свободных земель к северу от Большого озера, ведя там силами крестьян большое ирригационное строительство и прибегая к щедрой раздаче освоенных земель, он создал мощную экономическую базу для феодалов-чиновников, не подрывая в то же время крестьянского землевладения в старых землях по Меконгу. Отождествление бога и царя было в этот период реализовано в массовой пропаганде средствами архитектуры и изобразительного искусства, был воздвигнут первый из известных нам храмов королевской линги (Баконг).
Сын Индравармана I, Яшоварман I, выступил как проводник политики "закрепления достигнутого", аналогичной политике Джаявармана III; он сделал своей очередной столицей Амарендрапуру, названную Яшодхарапурой, продолжал интенсивное освоение земель на северо-западе. Организатором строительства крупных ирригационных систем выступало государство, а малые ирригационные системы и поля создавались и осваивались светскими и духовными владельцами и общинами. Духовенство всех религий получало необработанные земли, часто на окраинах кхмерской территории, и осваивало их руками кньомов и анаков. Одновременно росли светские феодальные владения, располагавшиеся ближе к столице. Яшодхарапура превратилась в густонаселенный и в основном распаханный район, откуда преемники Яшовармана долгое время черпали экономические и людские ресурсы. Это было достигнуто строительством гигантских искусственных озер типа Яшодхарататаки и 800 других резервуаров, а также целого ряда самотечных каналов. Столица быстро превращалась в огромный, прекрасно спланированный город; он постепенно переходил в аграрные пригороды, дальше шли владения сановников и храмов, деревни анаков. Экономическое и социальное освоение запада было к Х в. завершено. В те же годы на окраинах росли храмовые города, центры экономической жизни и политического господства.
В первой половине Х в. началась борьба растущего храмового землевладения и центральной власти. Сокращаются дарения монархов, рост храмового землевладения все более идет за счет земель мелких свободных владельцев (путем купли, взятия за долги и т.п.). Все владения строго определялись юридически, местные власти следили за храмовыми хозяйствами. В этой борьбе мелкие феодалы-чиновники, чье благополучие зависело от состояния казны, выступали против крупных духовных феодалов, которые скупкой земель разоряли анаков и вапов.
Джаяварман IV (921/927-948), перенесший столицу в Чхок Гаргьяр.к северо-востоку от Большого озера, видимо, пытался подавить сопротивление крупных придворных сановников и высшего духовенства усилению центральной власти. После 928 г. единственной столицей стал его новый город; перенесение столицы всегда знаменовало в Юго-Восточной Азии отказ от политики предшественников. Он ввел в практику строительство огромных храмов, образцом которых стал храм линги Трибхуванешвара. На его вершине стояла королевская линга, имевшая кхмерское название камратенг джагат та раджа ("бог, который есть царственность"), четко отражавшая принцип девараджи. После победы над племянниками Джаяварман IV все усилия сосредоточил на укреплении центральной власти, проводя раздачи земель вокруг новой столицы империи.
Смерть Джаявармана IV почти немедленно повлекла за собой выступление против его наследника со стороны группы вельмож Яшодхарапуры, выдвинувших претендентом на престол малолетнего Раджендравармана II (944-968). К 944 г. яшодхарапурская группа одержала победу, столица вернулась в Яшодхарапуру.
Годы правления Раджендравармана II и его сына Джаявармана V (968-1001) являются временем начала расцвета империи. Резко сократилось использование в хозяйствах кньомов: их все чаще объединяют в зависимые деревни и ставят, как и закабаляемых анаков, в отношения оброчной зависимости. Центральная власть постепенно направляет развитие землевладения культовых учреждений в русло государственного храмового землевладения, ставя его под свой контроль.
Заметным становится начинающееся расслоение прослойки вапов. Эта важная для армии группа привилегированных мелких землевладельцев повышает свой правовой статус, все чаще привлекается к участию в управлении на низших постах. Но одновременно уменьшается площадь земельных владений вапов, она сокращалась в пользу духовенства. Процесс перераспределения земель шел во второй половине Х в. чрезвычайно интенсивно, что говорит, в частности, об исчерпании ресурсов удобных для обработки земель.
Внешняя политика ознаменовалась присоединением последнего независимого северного кхмерского княжества, Бхавапуры, и возобновлением имперских войн. Опекуны Раджендравармана II в 945-946 гг. совершили победоносный поход на Чампу, заняли и разграбили ее столицу, Камбуджадеша на время стала сюзереном Чампы. Внутри страны продолжалось укрепление центральной власти, в верхних звеньях которой тесно сомкнулись служилая аристократия и индуистское и буддийское духовенство. Укреплялся культ девараджи, новые храмы которого становились все более величественными; строился дворец-храм Пхимеанакас. Один из знаменитейших по своим художественным достоинствам храм того времени - Бантеай Срей.
В последние годы правления Раджендравармана II было много дарений земель, но с самого начала правления Джаявармана V их число сократилось. Феодальные владения начинают создавать не столько за счет освоения новых земель, сколько путем закабаления или разорения мелких владельцев. Расслоение вапов особенно сильно ощущается к концу Х в.
Все эти процессы активизировались в следующем, XI в.; появились и новые. Прежде всего произошли заметные изменения в социальном составе трудящегося населения. Положение кньомов стало приближаться к положению анаков, начинают практиковаться дарения селений кньомов, процессы размывания слоя зажиточных земледельцев продолжались. Оказался подорванным хозяйственный потенциал свободных крестьян и мелких землевладельцев. Их более привилегированная группа пополняла ряды служащих государственного аппарата. Роль чиновников среди свободных возросла, условные владения государственных служащих проявляют тенденции к превращению в наследственные (вместе с должностью). Но в таких случаях права наследника должны были быть обязательно подтверждены монархом.
Скупка земель стала основной формой увеличения земельных массивов духовных феодалов.
Подобные крупные социально-экономические изменения сопровождались ожесточенной политической и идеологической борьбой, которой открывается начало XI в. С первых годов своего правления император Джаявираварман I и его шиваитское окружение были вынуждены вести борьбу с буддийским правителем Сурьяварманом I. В 1006 г. Сурьяварман захватил Яшодхарапуру, полное объединение страны последовало в 1011 г. Проводившаяся Сурьяварманом I политика расширения империи, в первую очередь за счет буддийского монского государства на нижней Тяо-Прайе, потребовала от него более свободной религиозной политики, чем раньше. Будучи сам буддистом, он сохранил вместе с тем культ девараджи и привилегии шиваитской знати, хотя соответствующие траты сократились; значительно усилил свое влияние при нем вишнуизм. Таким образом дополнительно к сравнительно узкому кругу высших сановников, объединенных культом девараджи, в религиозную связь с монархом (через личную присягу) были поставлены широкие круги феодальной бюрократии, столичной и местной.
Сурьяварман I вскоре после окончания междоусобной борьбы подготовил поход на запад, большая война увенчалась успехом, монское государство Лаво было покорено. В распоряжении империи на длительный период оказался район, по богатству не уступавший рисовым очагам собственно кхмерских земель.
Захват новых областей повлек за собой их немедленное социально-экономическое освоение, в монских землях было введено государственное устройство империи, появились кхмерские чиновники, гарнизоны, храмы. Кхмерская литература, письменность, архитектура, изобразительное искусство стали распространяться среди монов. Приобретение богатых областей улучшило экономическое положение империи как за счет перекладывания на монов части налогового бремени, так и за счет сооружения на средства покоренных стран новых ирригационных сооружений в кхмерских землях.
Расходы на удержание окраин в подчинении все менее компенсировались доходами от них, но в XI в. расширение владений давало экономический эффект. Значительные работы по расширению монастырских городов велись в бассейне р.Мун и рядом с ним. В центральной столичной области были созданы второй гигантский резервуар и сложная система водоемов, водопроводов и каналов - одна из самых сложных и дорогостоящих систем ирригационных сооружений в мире. Большие средства были потрачены и на дальнейшую пропаганду культа девараджи.
Преемники Сурьявармана I в основном закрепляли уже достигнутое, хотя их религиозная политика была иной. Удаядитьяварман II (1050-1067) в отличие от отца-буддиста очень много средств вложил в огромный шиваитский храм Бапхуон. Его политика укрепления позиций шиваитского духовенства и связанных с ним чиновников-священнослужителей встретила вооруженное сопротивление - вначале на окраинах, а затем на юге центральной части страны. В центре империи вспыхнуло восстание под руководством одного из главных полководцев - Камвау (1065 г.), вскоре после его подавления властями на восточной окраине поднялся другой полководец, Слуат. Одновременно шли крестьянские восстания, участники которых громили имения светских феодалов и монастыри. Главнокомандующий императорской армией Санграма подавил восстания. Новый девараджа, Харшаварман III (1067-1080), продолжал укреплять позиции шиваитской знати. При нем развернулась война на востоке с Чампой, кхмерское наступление было отбито со значительными потерями, чамы дошли до берегов Меконга. В 1080 г. началась новая война с Чампой, в битве при Сомешваре кхмеры были разбиты.
Вскоре после этого поражения правители долины р.Мун провозгласили себя независимыми и основали новую династию в своей северной столице, провозгласив своего монарха - Джаявармана VI (1082-1107).
Началась длительная вооруженная борьба за власть между центром, где сильны были традиционные правящие группы, и периферией, оказавшейся более чуткой к новым веяниям.
В XII в. империя переживала период крутой ломки в экономике и обществе. Произошли коренные изменения в аграрных отношениях, в социальной структуре и социальной политике феодального государства. Завершается превращение кньомов, занятых в сельском хозяйстве, в зависимых, посаженных на землю. Сложилась - и это было прочно связано с продолжавшимся разложением общинной организации у анаков - система государственной эксплуатации, не требовавшая личной зависимости от конкретного феодала или мелкого землевладельца. В тесной связи с этим находилось превращение вапов в объекты дарения с их землей, низведение их до социального уровня, близкого к статусу посаженных на землю кньомов. Формируется единый слой государственного и в меньшей мере частнозависимого крестьянства. Практически вмешательство в деятельность крестьянина исчезает - получателя интересует только объем налога или оброка. Основную массу "средних слоев", по своему имущественному положению, составляли теперь чиновники-кхлони. На смену титулу как знаку принадлежности к определенному социальному слою и условию обладания правом на земельное владение приходит факт служения государству.
XII век ознаменовался и некоторым укреплением наследственных землевладельцев-феодалов. Что касается положения общины, то ее представители, раньше непременных свидетели земельных сделок, уже в XI в. исчезают из документов в этом качестве, во всех земельных операциях упоминаются только государственные чиновники. В это время ощущается тенденция к концентрации земель у крупных храмов, в сочетании со все более тесным их соединением с государственным хозяйством, что выражалось в уплате храмами части государственных налогов.
Усиление государства позволило одному из правителей Севера. Сурьяварману II (1113-1150), укрепиться на троне Яшодхарапуры. Вслед за тем ему удалось завоевать Чампу, но эта война была упорной и дорогостоящей. Войны с вьетским государством Дайвьет больших побед и каких-либо территориальных приращений не дали. Более перспективными были возобновленные войны с Харипунджаей и тайскими княжествами, возникавшими в то время в верховьях Тяо-Прайи. Эти сравнительно бедные районы были заняты, из них были выкачаны значительные средства, впрочем быстро истраченные. Отряды таи были включены в кхмерскую армию.
Империя при Сурьявармане II сильно разрослась и могла быть сравнима лишь с Сунской империей. На юге она занимала перешеек Кра, с запада на восток простиралась от границ бирманской империи Паган до побережья современного Южного Вьетнама. Ее населяли (кроме кхмеров) моны, чамы, таи, малайцы, многочисленные горные народности. Поддержание контроля над этими землями стоило огромных средств, но пока западный очаг (район Яшодхарапуры) мог поставлять людские кадры и был экономически силен, империя также была сильна.
Религиозная политика Сурьявармана развивала курс на сосуществование религий, сам император был вишнуитом, что облегчало действие синкретизирующих тенденций. При нем была сделана попытка шире распространить элитарный культ девараджи за счет увеличения храмового строительства. Символом этой политики было сооружение одного из величественнейших в мире храмов, известного в настоящее время как Ангкор Ват.
Опорой Сурьявармана II во многом были северные районы - бассейн р.Мун, где меньшая зависимость от крупных ирригационных систем, отсутствие постепенной латеризации почвы, начавшей подрывать экономику столичного района, делали обстановку более стабильной.
Его преемник, буддист Дхараниндраварман II (1150-1160), при котором началось усиление роли буддизма в духовной жизни страны, продолжал войны с Чампой, столица которой, Виджайя, была осаждена. Будучи буддистом, он уже не строил индуистских храмов и перестал дарить им земли.
В середине XII в. в стране началось массовое народное восстание, связанное с описанным выше разорением больших масс средних крестьян-землевладельцев и приближением их к положению зависимых; оно вошло в историю под данным ему в феодальных кругах названием "восстание Раху" (Раху в индуистской мифологии - злобное чудище). Восстание было крупным, император Яшоварман II (1160-1165) спасся лишь благодаря храбрости одного из военачальников. Вскоре после подавления восстания придворный заговор положил конец правлению и жизни Яшовармана II, вдохновитель заговора стал править под именем Трибхуванадитьявармана (1165-1177). При нем социальный кризис в собственно кхмерских землях, проявившийся ранее в "восстании Раху", обострился в связи с нежеланием проводить какие-либо реформы и продолжением неудачных войн с Чампой. Чамский король в 1177 г., используя свой мощный флот, обошел морем восточные области империи, близ которых шли основные сражения, неожиданно поднялся по Меконгу, р.Сап и Большому озеру, вошел в р.Сиемреап и осадил Яшодхарапуру; город пал. В этот тяжелый момент власть взял уже принимавший участие в военной и политической деятельности кхмерской монархии Джаяварман VII (1177/1181 - ок. 1220), начавший с усиления флота. Четыре года длилась его война с чамами, ив 1181 г. морской бой решил исход войны, чамы потерпели поражение. В том же году Джаяварман VII официально короновался.
События конца 70-х годов показали необходимость проведения реформ для сохранения империи. В ходе этих событий разрушилось многое из того, что было архаическим в кхмерском обществе, расчистился путь для тех преобразований в социальной жизни, которые диктовались изменениями в экономике ее основных, кхмерских районов. Именно в это время обнаружились в полной мере упадок крупного духовного и крупного наследственного светского землевладения и расширение числа феодально-зависимых, но самостоятельно ведущих свое хозяйство крестьян за счет слияния бывших кньомов и анаков в одну группу (будущие неактьеа). Утрачивающее общинную организацию кхмерское крестьянство было поставлено в зависимость прежде всего от государства и от условных держателей земли - феодалов-чиновников.
Все правление Джаявармана VII до 1220 г. было временем успешных войн и ограбления завоеванных территорий. Экономическое положение государства также было прочным. Джаяварман вел широчайшее строительство, не вызвавшее внутренних трудностей.
Политическая программа Джаявармана VII была связана, с одной стороны, с унификацией огромной империи, с другой - с преобразованиями, которых требовали социально-экономические изменения в ее центральных, кхмерских областях. На первом направлении он устранил соперничество двух кхмерских династий, объединив в своем лице старую Лунно-Солнечную династию с северной династией, выдвинувшейся в 1082 г. Им же была введена система прямого управления в ряде ранее вассальных владений; продолжалось насаждение кхмерских феодалов-чиновников и духовенства на окраинных территориях.
Наиболее важной мерой применительно к обоим направлениям была религиозная реформа. Массовой религией с более "демократической" философией стал в период расцвета империи буддизм махаяны, впоследствии смененный теравадой. Характеризующийся меньшей ролью догматики, чем теравада, буддизм махаяны с его культом бодисатв ("богов-людей") легко мог сочетаться и сочетался с находившимся тогда в расцвете общеимперским культом бога-царя. Изображениями бодисатвы Авалокитешвары придавались портретные черты Джаявармана VII.
Укрепление новой государственной религии, вызванное к жизни социальными сдвигами, сопровождалось небывалой строительной активностью. Помимо знаменитого Байона был построен еще ряд крупных храмов. Основное строительство шло в столице, откуда и распространялся новый культ. Создавались средние и высшие школы, где успешно готовили массовые кадры образованных монахов-буддистов. Переориентировалось и изобразительное искусство, возникали новые образы, стили, архитектурные приемы. Идейно-геомантическим символом начала "новых времен" было пластичное перенесение центра столицы. Символом мощи монарха стали не линги, а статуи Авалокитешвары, его храмом был центральный храм столицы-Байон. Возник культ Будды-царя, впоследствии распространившийся и на Яве. Один из сыновей Джаявармана был послан на Ланку со специальным поручением изучать тераваду.

Империя Камбуджадеша в XIII - XV веках

Второй четвертью XIII в. датируется начало позднего периода в истории империи Камбуджадеша. При Индравармане II (1220-1243), сыне и преемнике Джаявармана VII, процветание империи, казалось, продолжалось.
Государственные налоги с крестьян-анаков были основной формой их эксплуатации. И все же имело место некоторое сокращение удельного веса публично-правовых отношений. В 1223 г. на восстановленный с согласия империи в Чампе трон был посажен чамский принц.
Нельзя не заметить, что уже к середине XIII в. процесс социальной эволюции шел на фоне экономического кризиса, связанного с истощением почв и водных ресурсов столичной области. Интенсивный полив водами, содержащими мало органических веществ, засорение каналов, часто проложенных по насыпным руслам, и регулярная распашка богатых окислами железа почв привели здесь к латеризации почвы и резкому падению урожайности. Одновременно понизился уровень воды в главной артерии района - р. Сиемреап. Латеризация почвы вызвала упадок сельского хозяйства, и начался постепенный уход крестьян-анаков из района столицы, где стал иссякать важнейший источник доходов и людских ресурсов.
При Джаявармане VIII (1243-1295) наблюдается усиление шиваитов, восстановление культа линги; буддизм как религия верхних слоев общества временно отошел на второй план, хотя в столице и в провинциях продолжалось распространение теравадского буддизма. Возврат к культу линги не повлек за собой в то время разграбления и закрытия крупнейших буддийских храмов. Но сам факт религиозной борьбы и противопоставления политики двора общим массовым тенденциям привел к ослаблению империи. Положение в верхах было неспокойным. Насколько можно судить, Джаяварман VIII пришел на трон (как и ушел с него) путем переворота; страна погрузилась в пучину религиозной борьбы, ослаблявшей империю.
Немалую роль в наметившемся упадке империи сыграло и то, что военные силы ее в 80-х годах были оттянуты на восток для отражения монгольского нашествия. Усилились центробежные тенденции на некхмерских окраинах, сначала в тайских княжествах на верхней Тяо-Прайе. Здесь внутреннее равновесие с середины 50-х годов XIII в. было нарушено прибытием с севера князей с их дружинами и значительных групп населения из района империи Дали (в Юньнани), особенно после ее окончательного захвата монголами в 1253 г. Началось вытеснение кхмерских гарнизонов из городов средней Тяо-Прайи, где возникло тайское государство Сукхотаи. Когда же во время борьбы с монголами в 1283-1287 гг. восстановило свою независимость монское государство Лаво, начавшийся распад империи стал очевиден. Серьезным оказалось вооруженное столкновение с объединением тайских князей в начале 90-х годов; хотя война была неудачной для таи, большого напряжения она потребовала и от империи. Тем не менее ее блеск по-прежнему поражал современников, и только прогрессирующее обеднение западного рисового очага подрывало экономику. К концу XIII в. кхмерское общество завершило свою идеологическую реконструкцию, буддизм теравады распространялся все шире, оказывая влияние на тайские и лаосские княжества. Массы теравадских монахов вряд ли обходились дешевле пышных, но немногочисленных храмов Х-ХIII вв., зато первые более эффективно выполняли те же задачи.
Процессы упадка империй шли в это время в Пагане, Шривиджайе, век спустя - в яванской империи Маджапахит. Повсюду в Юго-Восточной Азии на месте полиэтнических империй в XIV-XV вв. возникли меньшие по размерам, но более высокоразвитые по своей социальной организации моноэтнические феодальные государства. Одним из них и становится кхмерский центр империи Камбуджадеша, с конца XIII в. уже называвшийся своим современным названием - Камбоджа.
Она была богатым и процветающим государством. Жители столицы имели в услужении по нескольку "рабов". Власть монарха по-прежнему была сильной, а престиж его - высоким. Население страны исповедовало в основном буддизм; везде стояли изображения Будды, причем храмы были уже теравадскими. .Образование также полностью находилось в руках буддийских монахов-теравадинов. Но традиции XII - начала XIII в. продолжали проявляться в самых разных областях общественной жизни. Об этом говорят и наличие буддийских монахов-чиновников (традиция сращения служилых и духовенства, впоследствии изжитая), и культовый. характер ряда государственных церемоний, и наличие храмов-мавзолеев. По-прежнему храм Байон был центром не только планировки, но и духовной жизни столицы. Сохранились и имперский династический миф, и культ девараджи в его буддийском варианте.
Начало 90-х годов XIII в. было временем отказа правящей верхушки от чреватых внутренними конфликтами реакционных экспериментов с реставрацией шиваизма, тем более что все развитие общества обусловливало дальнейшее распространение буддизма теравады, и двор не мог длительное время идти против течения. Монарх-шиваит Джаяварман VIII был свергнут своим зятем, главнокомандующим, правившим под именем Шри Индравармана III (этот последний претендовал на родство со старой династией). Буддизм теравады стал господствовать в стране, сам Шри Индраварман III был буддистом-теравадином; индуизм сохранился в качестве одного из придворных культов. При Индравармане III официальным языком стал язык теравадского буддизма - пали, сменивший санскрит. При нем продолжалось развитие экономики и культуры, спокойным было внутреннее положение.
Но шиваитским кругам трудно было отказаться от вековой привычки властвовать. Когда в 1308 г. Шри Индраварман III ушел в монастырь, власть перешла при неясных обстоятельствах к Индраджаяварману (1308-1327), который предпринял последнюю попытку восстановить шиваизм как государственную религию. Он начал с разрушения буддийских храмов и преследования буддистов. Попытка продолжения этой политики Джаяварманом IX (1327-1336) привела к открытому возмущению. Джаяварман IX был свергнут и, судя по некоторым свидетельствам, убит. Политический центр империи был необратимо ослаблен этой борьбой, и вскоре империя Камбуджадеша начала распадаться.
На троне, после периода безвластия в 30-х годах XIV в., оказался человек "из низов", к власти в 1336 г. (дата приблизительная) пришел Чай (1336-1340). Он стал основателем новой династии.
В XIV в. динамичнее развивались восточные районы между Меконгом и Большим озером. Перенос "центра тяжести" с запада был длительным и затянулся на 100 лет; кхмерское государство все более ощущало необходимость иметь столицу в экономическом центре, в треугольнике Ловек - Удонг - Пномпень, к востоку от Большого озера. При первых королях новой династии, занятых внутренней борьбой и сменой центрального аппарата, отпали последние имперские владения на Тяо-Прайе и оставшиеся тайские и лаосские вассальные княжества. Завершилась и внутренняя борьба, сопровождавшая изменения в кхмерском обществе. Экономическое же положение собственно кхмерских земель не изменилось; автор середины XIV в. сообщает о "богатой Камбодже". Это время отмечено определенной "демократизацией" монархической власти, которая стала "ближе" не только к средним и мелким феодалам-чиновникам, но и к народу. Вместе с этим почти исчез культ недосягаемого бога-царя. Полностью закрепился теравадский буддизм, санскритская литература была частично вытеснена палийской. Новые храмы были меньше по своим размерам, но они широко распространились по всей стране.
В начале 50-х годов разразились длительные войны на территории кхмеров. В 1351 г. две тайские армии начали большое наступление. После того как они были отбиты, король Лампон (1346-1352) по каким-то соображениям распустил армию по домам и отменил уже проводившуюся мобилизацию. В это время новая тайская армия присоединилась к двум отброшенным, и началась осада Яшодхарапуры; кхмерские войска были вытеснены из города в 1353 г. Но в 1357 г. кхмерская армия уничтожила тайский гарнизон в Яшодхарапуре, тайские походы окончились ничем.
В 1393 г., почти полвека спустя после первого нападения, войска Аютии повторили рейд на Яшодхарапуру. Сильная своим первым ударом, тайская армия добилась первоначальных успехов, но несколько месяцев спустя кхмерская армия под командованием короля Тяо Донья (1394-1404) окружила и уничтожила часть тайского гарнизона города; вскоре король Понья Ят (1405-1467) полностью очистил страну от остатков тайских войск. Эта победа на длительный период привела к мирным отношениям между странами. Но военная победа не могла "оживить" западный район, где к экономическому упадку добавились разрушения от длительных военных действий и где латеризация почв привела к уменьшению числа сельских жителей, уходивших в другие области. В 1434 г. Понья Ят обосновался в Тядомуке (близ совр. Пномпеня). Сильно укрепленная Яшодхарапура (с этого времени - Ангкор, "Королевский город") стала основной крепостью страны на западе и осталась религиозным центром государства.
В новом районе велись раздачи земли. Камбоджа вышла из кхмеро-тайских войн, закрепив границы и утвердив у себя новый тип социальной и государственной организации. Государственная власть становилась все более военно-светской; упрощался государственный аппарат. В начале 70-х годов обострилась борьба за власть, связанная, как это часто бывало в Камбодже, с отсутствием утвердившегося принципа наследования. Определением кандидатуры следующего монарха (среди родственников предыдущего) занималась верхушка двора; это гарантировало страну от случайностей, неизбежных при майорате, но в то же время давало простор для дворцовых заговоров. Против короля Рамы Тхуфдея (1472-1473) выступил его племянник. Поскольку войны с таи окончились уже давно и неудачно для них, он позволил себе призвать на помощь войска Аютии. Помощи таи ему особой не оказали, но их войска разграбили западные области: Чантабун, Корат, Ангкор.


Источники:

1. История Востока; Издательская фирма "Восточная литература" РАН, Москва, 1997

world-history.ru

история камбоджи

история камбоджи
Азербайджан
Армения
Афганистан
Бангладеш
Бахрейн
Бруней
Бутан
Вьетнам
Грузия
Израиль
Ирак
Иран
Иордания
Индия
Индонезия
Казахстан
Камбоджа
Катар
Кипр
Китай
Кувейт
Кыргызстан
Лаос
Ливан
Малайзия
Макао
Мальдивы
Монголия
Мьянма
Непал
ОАЭ
Оман
Пакистан
Россия
Саудовская Аравия
Сирия
Сингапур
Северная Корея
Тайвань
Таиланд
Таджикистан
Туркменистан
Турция
Узбекистан
Филиппины
Шри-Ланка
Южная Корея
Япония
история камбоджи
 
история камбоджи Rambler's Top100
О проекте |Карта |Карта отелей
(c) Void Limited Co, 2005
www.panasia.ru