культура монголии Монголия
культура монголии - степи, юрты, табуны лошадей и овечьи отары
 культура монголии
культура монголии
культура монголии
культура монголии
 / 
Культура
Выбор отеля
 
страна
курорт
категория отеля
Отзывы по отелям
 
страна
курорт
категория отеля

культура монголии

 

культура монголии
Монголы имеют многочисленные обычаи, характеризующие их нравы, связанные с кочевым образом жизни и окружающей их природой. Вот некоторые из них.

Приветствие является одним из глубоко национальных способов выражения искренности и дружеского расположения к человеку, видом этики. Приветствия могут быть ежедневные, сезонные, профессиональные, церемониальные, приветствия в короткой и полной форме.

Ежедневные приветствия выражаются такими постоянными словами, как "Сайн байна уу?", что означает: "Хорошо ли живете?", т.е. "здравствуйте". "Тавтай сайн уу?" - "Спокойно ли вы живете?"; Приветствия сезонные выражаются характерными для скотоводческой жизни и быта словами: "Тарган сайхан зусаж байна уу?" - "Хорошо ли поправился скот за лето?"; В профессиональные приветствия входят особые слова и выражения, такие, как: для охотников - много ли добычи; для чабанов - спокойно ли пасутся ваши стада овец. Скотовод, пускаясь в далекий путь, обязательно берет еще одну лошадь, но в то же время не запасается продуктами питания, ибо у монгольских кочевников есть неписаный закон гостеприимства "мой дом - ваш дом", а монгольская пословица гласит: "Счастлив тот, у кого всегда бывают гости, и радостен тот хозяин, у жилища которого всегда стоят на привязи кони приезжих".
Каждая монгольская семья уважает эту многовековую традицию гостеприимства, ибо арат сам в любое время может оказаться на месте спутника, проехавшего, может быть, десятки, сотни километров в поисках скота, угнанного, например, снежным бураном. Поэтому накормить и дать путнику отдых, покой и даже снабдить его всем необходимым (лошадью или верблюдом, продуктами питания) на дальнейший путь - это честь для скотовода, живущего в суровых климатических условиях монгольской действительности. Сама кочевая жизнь выработала этот прекрасный закон гостеприимства.

Угощение всегда начинается с хорошего чая, в который хозяйка добавляет молоко и масло, а для аромата и вкуса заправляет поджаренными ячменем или пшеном. По древней народной символике белый цвет - выражение чистоты намерений, поэтому чай с молоком свидетельствует об уважении и дружеских, искренних чувствах хозяев к своему гостю. К чаю подаются также разнообразные молочные продукты - цаган идэ (белые яства).

Хозяева подносят гостю кушанье обеими руками или правой рукой, но в этом случае локоть этой руки поддерживается левой.

Когда угощают молочным вином, его обычно дают в серебряной пиале, ибо серебро имеет белый цвет. Если гость посетил дом в первый раз, то ему подносят пиалу с вином на ритуальном шелковом хадаке (платке). При этом конец хадака должен быть всегда обращен к гостю, потому что все благие пожелания, символы которых вытканы на хадаке, направлены к нему. Принимающий вино берет пиалу и хадак обеими руками (знак уважения к подносящему), затем правой рукой перекидывает хадак на кисть руки так, чтобы раскрытый край хадака был обращен к подающему вино.

После угощения чаем на стол подается мясо. Парадным украшением стола является массивный бараний крестец с жирным курдюком. (Так же как и в некоторых европейских странах, украшением стола является гусь). Он подается в особо важных случаях, и первым разрезает его наиболее старший и уважаемый из гостей. Тот, кому предоставлено почетное право разрезать крестец, надевает в знак уважения к хозяевам головной убор, берет в правую руку нож, трижды проводит по курдюку острием ножа и после этого с правой стороны крестца отрезает длинный и тонкий ломоть, который передает другим гостям, как бы делясь с ними счастьем и удачей в жизни. Такой же ломоть отрезается с левой стороны, затем снова с правой и т.д. Если присутствующих много, то получивший ломтик разрезает его па части и делится со своими соседями, которые должны отведать "кусочек счастья высокого гостя".

Почтительные слова связаны не только с взаимным уважением людей, но и с вероисповеданием, национальными обычаями, обрядами. В словарном составе монгольского языка среди почтительных слов встречается немало слов санскритского, китайского, уйгурского, персидского, согдийского происхождения, а в связи с распространением буддизма в Монголии было заимствовано много слов из индийского и тибетского языков.

Монгольская мода
Монголия традиционно ассоциируется у нас с бескрайними степями, юртами, табунами лошадей и овечьими отарами. Однако жизнь современной Монголии уже не отвечает этому стереотипу.

О том, что недалеко от Улан-Батора состоится вечеринка, или как принято говорить у нас, мероприятие, мы узнали совершенно случайно. Подобные вещи, как вы понимаете, случаются в Монголии не часто. Пропустить такое было бы глупо - мы решили ехать. Тем более что спонсорами акции выступили 4 европейских телеканала, в том числе "Фэшн Тиви", три крупные компании и Министерство иностранных дел Франции. В последнее время ведущие страны Европы и США проявляют повышенный интерес к Монголии, ее культуре и природным ресурсам. Организатором вечеринки выступил Монгольский институт моды и дизайна. Это частное учебное заведение готовит дизайнеров одежды, обуви и аксессуаров. Срок обучения от года до 4 лет. То, что в стране кочевников есть мода и модная индустрия, стало для нас настоящим откровением. Похожие музыкальные фестивали уже проходили в России, Великобритании, Китае, Южной Корее.

Программу открыли несколько фольклорных коллективов из Монголии и Китая. Причем танцевали в основном китайцы, а пели монголы. Пение сопровождалось игрой на монгольской скрипке. Ее предком была Шанаган Хуур, скрипка с ковшеобразной декой. Со временем дека приняла трапециевидную форму. Инструмент делают из дерева, а две струны - из волос лошадиного хвоста. Причем конский волос долго кипятят и растягивают, чтобы добиться нужной длины, а значит, качественного звучания. Монголы называют эту скрипку Морин Хуур, "лошадиная скрипка", так как гриф ее венчает голова лошади. Бывают драконоголовые инструменты и скрипки, украшенные головами лебедей или львов. В Монголии все народные песни исполняются под чарующие звуки таких скрипок или скрипочек меньшего размера. Их называют икель, они широко распространены на севере, западе и востоке страны.

Тем временем на подиуме показываются первые монгольские красавицы, одетые по последнему крику монгольской моды. За несколько веков каноны красоты в этой стране сильно изменились. Вот, что писали о местных дамах 700 лет назад: "Внешний вид их лиц отличается от всех других. Лица их шире, щеки же очень выдаются от скул. Нос у них плоский и небольшой, глаза - маленькие и ресницы приподняты до бровей. В поясе они - тонки. Ноги у них также небольшие. Одеяние же как у мужчин, так и у женщин сшито одинаково. Девушек и молодых женщин с большим трудом можно отличить от мужчин".

Другой автор характеризовал монголок еще менее лестно: "Все их женщины удивительно тучны, и та у которой нос меньше других, считается более красивой, поэтому нос часто отрезают. Они также безобразят себя, позорно разрисовывая лицо. Для родов они не ложатся в постель - рожают сидя". Все это дела далекого прошлого. Теперь же красивой считается девушка, которая соответствует европейским канонам красоты. В Монголии моден европейский типаж.

Госпожа Энхчимэг у себя на родине так же популярна, как Ив Сен Лоран во Франции или Валентин Юдашкин в России. С 1997 г. модельер выпустила 16 полноценных коллекций. Некоторые из них были отмечены премиями на фестивалях моды в Лондоне, Сеуле, Пекине и Улан-Удэ. Мы же присутствовали на показе последней коллекции под названием "Модерн". Чувствовалось, что на художника сильно повлияли мотивы дел традиционного монгольского кафтана с длинными рукавами и запахом на правую сторону. Многие халхи (народность, составляющая 80 процентов населения страны) и сегодня охотно носят дел даже в городах.

Раньше обеспеченные люди ходили в халатах из шелка, золотой и серебряной парчи. Ткань была настолько плотной, что выстирать ее было невозможно - грязь и пятна удалялись влажной тряпкой. Зимний дел из кожи овец подбивали мехом и лебяжьим пухом, а чтобы кафтан хорошо сидел, вставляли плечики. Современные монголы предпочитают хлопковую ткань. Мужчины носят темные цвета: черный, коричневый, темно-синий, зеленый. Женщины - цвета поярче.

Дефиле в монгольской степи, месте необычном для вечеринок, окончилось весьма традиционно. Показ завершил выход невесты в шелковом свадебном платье. Возможно, с появлением в модной индустрии госпожи Энхчимег Азия будет одеваться еще ярче, еще наряднее.


культура монголии

культура монголии
Азербайджан
Армения
Афганистан
Бангладеш
Бахрейн
Бруней
Бутан
Вьетнам
Грузия
Израиль
Ирак
Иран
Иордания
Индия
Индонезия
Казахстан
Камбоджа
Катар
Кипр
Китай
Кувейт
Кыргызстан
Лаос
Ливан
Малайзия
Макао
Мальдивы
Монголия
Мьянма
Непал
ОАЭ
Оман
Пакистан
Россия
Саудовская Аравия
Сирия
Сингапур
Северная Корея
Тайвань
Таиланд
Таджикистан
Туркменистан
Турция
Узбекистан
Филиппины
Шри-Ланка
Южная Корея
Япония
культура монголии
 
культура монголии Rambler's Top100
О проекте |Карта |Карта отелей
(c) Void Limited Co, 2005
www.panasia.ru