икона в храме  Азия
икона в храме
 икона в храме
икона в храме
икона в храме
икона в храме
 / 
 / 
 / 
Иконы/ икона в храме
Выбор отеля
 
страна
курорт
категория отеля
Отзывы по отелям
 
страна
курорт
категория отеля

икона в храме

 

Православная икона предназначена прежде всего для храма, где она живет в контексте Литургии. С самого начала церковное искусство служило не для украшения храмового интерьера, но для молитвы, научения или напоминания об истинах веры. Архитектура и росписи храма глубоко символичны.

Храм — это образ вселенной,

икона в храме
образ преображенного мира, который благословляет Христос Пантократор (купол храма), провозвещенный пророками (барабан), проповеданный евангелистами (паруса) и многими святыми (арки, откосы окон), пришедший на землю ради нашего спасения (своды и стены с библейскими сюжетами), создавший Церковь на крови мучеников и святых (столбы), преподающий себя верным в таинстве Евхаристии (алтарная апсида), особо пекущийся о Церкви и Своих избранниках (стены) — Судия Второго Пришествия (западная стена).

Особое значение имеет восточная часть храма: здесь в алтаре совершается таинство Евхаристии. Алтарь издавна стал отделяться алтарной преградой. После периода иконоборчества на брусе (архитраве), утвержденном на достаточно высоких столбах, появился темплон (эпистилий) — горизонтальные иконные доски с иконными изображениями.

Чаще всего в центре него располагался поясной деисус или деисис, в состав которого входили образы Христа, Богородицы, Предтечи, иногда также апостолов, мучеников и других святых. По сторонам от деисуса размещался праздничный цикл, в который входили иконы: «Благовещение», «Рождество Христово»,
«Сретение», «Крещение», «Преображение», «ВоскрешениеЛазаря», «Вход Господень в Иерусалим», «Распятие»,
«Воскресение», «Пятидесятница», «Вознесение» и «Успение».

Нередко на темплоне помещался поясной деисус с апостолами и мучениками. В центре преграды располагались Царские врата. На западных гранях восточных столбов в киотах помещались местные образы Спасителя и Богородицы (выполненные в мозаике или фреске). Уже в Палеологовское время алтарная преграда, подчеркивая сакральность алтаря, закрывает иконами пространство между колоннами в первом ярусе.

Поствизантийский деревянный резной иконостас еще глуше закрывает алтарь и становится достаточно высоким, но количество ярусов обычно не увеличивается (появляющийся третий ярус дублирует второй). На Кипре встречаются иконостасы, состоящие из местного, праздничного и деисусного рядов, а в Валахии и пятиярусные иконостасы. Высокий — четырех-пятиярусный иконостас — характерен для русской традиции. Он появляется на Руси в начале XV в. и состоит из местного, деисусного, праздничного и пророческого рядов или чинов. С середины XVI в. добавляется пятый, праотеческий чин.

Нижний ряд иконостаса называется местным; здесь расположены Царские врата, через них во время Литургии выносят для причащения Святые Дары — Хлеб и Вино, которые во время Евхаристии были приложены в Тело и Кровь Христа. Символика Царских врат связана с откровением Небесного Царства (отсюда и их название). На створках врат помещают Благовещение как событие, с которого начинается история спасения и воплощения преподающего Себя в Евхаристии. Изображаются на вратах и евангелисты как передавшие Благую весть или святители Иоанн Златоуст, Василий Великий как творцы Литургии. Над Царскими вратами помещается сень с изображением Евхаристии.

Ранее, когда иконостас не закрывал от взоров молящихся алтарное пространство, мозаику или фреску Евхаристии помещали в апсиде. Это изображение напоминает, что в любом храме Евхаристия — таинство вневременное, совершаемое Самим Христом, и причастники причащаются Тела Христова вместе с апостолами. Справа от Царских врат помещается икона Спасителя, слева — Богоматери. Правее иконы Христа обычно располагается храмовый образ — икона святого или праздник, в честь которого освящен храм. В местном ряду находятся и другие иконы, чтимые в данном храме.

икона в храме
Помимо Царских врат в местном ряду имеются также дьяконские двери. На них в древности изображались сюжеты, напоминающие человечеству об утерянном Рае: сотворение мира и изгнание из Рая, райские обители с лоном Авраама, Богородицей, Благоразумного разбойника, смерть монаха и другие. В XVII в. на дьяконских дверях появляются архидьяконы Стефан, Лаврентий или ангелы, а позже и другие святые как руководители на пути спасения. Деисус (русский вариант, измененное от деисис) — четвертый, главный ряд иконостаса. В центре его располагается образ «Спас в силах», в котором Христос предстает как Царь и Судия.

Чин включает в себя изображения Богородицы и Иоанна Предтечи, святых архангелов Михаила, Гавриила, апостолов Петра. Павла и других, также святителей, великомучеников (чаще всего преподобных Георгия и Димитрия) и т.д. Деисус представляет образ явления Христа в силе и славе — образ Страшного Суда и Церкви Небесной, молящейся о Церкви земной, странствующей в мире. Праздничный чин состоит из икон евангельского цикла. Здесь представлено дело спасения человека. Обычно это двенадцать праздников, изображавшихся на темплоне. Когда икон в этом ряду больше двенадцати, то он дополняется иконами страстного цикла Рождества Богородицы, Введения во храм, а также образами Преполовения, Воздвижения Креста.

Пророческий чин представляет ветхозаветных пророков, возвещавших о явлении в мир Спасителя через Деву Марию. В центре ряда — «Знамение» — Богоматерь с Младенцем Христом как свидетельство исполнения пророчеств, напоминаемых молящимся текстами на свитках пророков.

Праотеческий ярус представляет чин ветхозаветных праотцев, в центре его стали помещать неканонические образы Бога Отца («Отечество», «Новозаветная Троица»). Этот ряд единый ветхозаветный период пытается разделить на два. С точки зрения богословия правильно было бы отказаться от этого ряда, тем более, что некоторые праотцы помещаются в пророческий ряд (например, святой Иаков). Венчает иконостас Крест Христов.

Тем самым вся история воспринимается как восхождение к Голгофе, где совершилось спасение человечества. Иконостас, состоящий из множества образов, сплавляется в единый образ Церкви, торжествующей, соединенной во Христе.


икона в храме

икона в храме
Азербайджан
Армения
Афганистан
Бангладеш
Бахрейн
Бруней
Бутан
Вьетнам
Грузия
Израиль
Ирак
Иран
Иордания
Индия
Индонезия
Казахстан
Камбоджа
Катар
Кипр
Китай
Кувейт
Кыргызстан
Лаос
Ливан
Малайзия
Макао
Мальдивы
Монголия
Мьянма
Непал
ОАЭ
Оман
Пакистан
Россия
Саудовская Аравия
Сирия
Сингапур
Северная Корея
Тайвань
Таиланд
Таджикистан
Туркменистан
Турция
Узбекистан
Филиппины
Шри-Ланка
Южная Корея
Япония
икона в храме
 
икона в храме Rambler's Top100
О проекте |Карта |Карта отелей
(c) Void Limited Co, 2005
www.panasia.ru