урал Россия
урал - от Южного до Полярного
 урал
урал
урал
урал
 / 
Байкал
Саяны : Дальний Восток : Алтай : Камчатка : Москва
Выбор отеля
 
страна
курорт
категория отеля
Отзывы по отелям
 
страна
курорт
категория отеля

урал

 
урал

Южный Урал

Географическое положение.
Южный Урал простирается от южного широтного участка реки Белой до верховьев реки Уфа (р.Уфалей). Это самая широкая (до 150 км с востока на запад) часть Уральских гор. До 10 горных хребтов тянутся параллельно друг другу с северо-востока на юго-запад, постепенно загибаясь к югу. По восточному склону Уральского хребта тянется условная граница между двумя частями света - Европой и Азией. Южный Урал расположен на территории республики Башкортостан (южная часть) и Челябинской области.
Туристские возможности района.
Путешествия по дебрям гор Южного Урала, скалам и болотам, курумам - совсем не простое. А прохождение таких вершин как Иремель, а также хребтов Зигальга, Бакты, Уреньга и др. требует знания правил горных путешествий. Для горных путешествий и скалолазания также подходят районы Южного Урала, где в течении многих дней придется двигаться по тайге, подниматься по каменным курумам и скалам.

Из водных маршрутов популярны путешествия по Уфе, Белой, Инзеру. Чудесные пейзажи, чистая вода, песчаные пляжи озер, множество ягод, грибов, рыбы сделают путешествия по Южному Уралу незабываемыми.

Пешие путешествия по району возможны с мая по октябрь, но лучшее время - с конца июня по начало сентября. Особенно удобно путешествовать в границах национальных парков - здесь и маркировка, и оборудованные стоянки и источники. Вцелом Южный Урал располагает достаточным количеством троп и дорог, зимовий, приютов, турбаз, что, безусловно, повышает безопасность путешествий и обеспечивает возможность, в случае необходимости, выезд с любой точки маршрута, поскольку здесь хорошо развита сеть железных и особенно автомобильных дорог.

На Южном Урале возможно совершение туристских путешетвий:

пешеходных - до 2 ксл включительно
водных - до 3 ксл
лыжных - до 3 ксл
велосипедных - до 2 ксл

Спелеотуристы также могут пройти здесь несколько интересных пещер.

Считаем необходимым напомнить,что природа региона очень хрупка и огромное значение приобретает выполнение правил охраны природы на маршрутах.

Средний Урал

Средний Урал простирается до г. Ослянка (линия Березники - Серов). Это наиболее узкая и низкая (до 1000 м) часть Урала. Район полностью находится в лесной зоне, на западе - ель и пихта, на востоке - лиственница и сосна. Средний Урал расположен в пределах Пермской и Свердловской областей. Он давно обжит, плотность населения высокая, развита промышленность, много заводов, карьеров, рудников, некоторые заводы имеют богатую историю. В районе разветвленная сеть железных и шоссейных дорог. Реки Среднего Урала принадлежат бассейну Камы на западе и бассейну Тобола на востоке. Подавляющее большинство рек классифицируется первой категорией сложности для байдарок. Наиболее известна р. Чусовая, по ней есть плановый маршрут. Интересны также реки Койва, Усьва, Вильва, Вижай, Сылва, Исеть, Реж, среднее течение Уфы. На Среднем Урале находится Висимский заповедник и заповедник "Басеги". Заповедна также известная Кунгурская ледяная пещера, расположенная на р. Сылва выше г. Кунгур. Интересен также известный уже несколько веков Мурзинский пояс месторождений "Узорчатого каменья" - поделочных и драгоценных камней. Несколько старинных копей располагаются по берегам р. Реж.

Северный Урал

Северный Урал простирается до широтного отрезка р. Щугор. Горный район более широк и высок, чем

урал
Средний Урал (до 1600 м). Район располагается в лесной зоне, климат более суров. Административно район занимает северную часть Пермской и Свердловской областей, часть pеспублики Коми и Ханты-Мансийского национального округа. Район мало населен и имеет слабо развитую транспортную сеть. На западе исходными пунктами заброски или схода с маршрутов могут быть города Красновишерск (атобусное сообщение Пеpмь - Кpасновишеpск), Троицко-Печорск, связанные железной дорогой с магистралью Коноша - Воркута, Печора, стоящий на этой же магистрали. Когда позволяет вода, то от Печоры по р. Печоре вверх делает рейсы теплоход. На востоке исходными пунктами заброски или схода с маршрута могут быть поселок Полуночное (конечный пункт железной дороги, идущей от г. Серов на север), а также крупный поселок Яксимволь, связанный речными рейсами и авиасообщением с Тюменью и Салехардом. Реки Северного Урала на западе принадлежат бассейну Камы и Печоры, на востоке - бассейну Тобола и Северной Сосьвы. Все маршруты по рекам Северного Урала волоковые, то есть обязательно включают подъем против течения по одной реке, волок и сплав по другой реке. Исходя из транспортных возможностей и из того, что западные реки более многоводны, волоковые маршруты с волоком через Уральский хребет лучше осуществлять с востока на запад. Разветвленная сеть правых притоков Печоры дает возможность построить волоковые маршруты по притокам Печоры.

По своей технической сложности маршруты по рекам Северного Урала классифицируются чаще всего второй, редко третьей категорией сложности для байдарок. Однако они достаточно тяжелы физически, так как требуют подъема против течения на 120-150 км и волока в горной местности на 30-40 км. Маршруты проходят в условиях полной автономности, по совершенно ненаселенной местности. Лучшее время для похода - с, июня по август. В лесах много ягод и грибов, в реках ловится рыба.

Наиболее популярны маршруты в бассейне Печоры (подъем по правому притоку р. Подчерье, затем можно сделать волок на правый приток р. Илыч или, поднявшись выше, на р. Тельпос - левый приток р. Щугор, или, поднявшись еще выше, на правый приток Печоры р. Щугор). Наиболее сложен и красив маршрут с волоком на р. Щугор. Гораздо менее популярны из-за транспортных сложностей маршруты с волоком через Уральский хребет с притоков Северной Сосьвы на Илыч или на Щугор. На Северном Урале между верхним течением Печоры и ее притоком р. Илыч расположен Печоро-Илычский заповедник. В верховьях Печоры на хр. Маньпупунер известны семь живописных каменных останцев - идолов. Сейчас до места можно добраться с помощью тpанспоpта нефтегазодобывающих пpепpиятий.

Приполярный Урал

Приполярный Урал был выделен как отдельная орографическая единица после тщательного обследования этого района Североуральской Экспедицией Академии наук и Уралплана в 1927 г (эта экспедиция работала на Полярном, Приполярном и Северном Урале в 1924 -1928 гг, первоначально под руководством Б.Н.Городкова, а затем А.Н.Алёшкова.), которое привело к открытию целых хребтов и таких значительных вершин, как высочайшая гора Урала - Народная. Ранее территорию Приполярного Урала относили к Северному Уралу. Однако, Приполярный Урал оказался настолько своеобразным по орографии, ландшафту и климату, что было решено выделить его в особый район Урала.

Сотрудники Североуральской экспедиции Б.Н.Городков и А.Н.Алёшков различали на Приполярном Урале Большой (Каменный, Скалистый) Урал, охватывающий водораздельные хребты и горы западного склона с резким альпийским рельефом, значительными высотами и отсутствием лесного покрова, и Малый (Лесной) Урал, примыкающий к Большому Уралу с востока, характеризующийся сглаженными формами, несравненно меньшими высотами и в значительной части покрытый лесом.

урал
Определения "Каменный", "Скалистый" "Лесной" Урал, однако, не получили широкого распространения, тем более что многие вершины "Лесного" Урала, как выяснилось позднее, поднимаются выше зоны леса. Видимо, и для Приполярного Урала наиболее подходят названия Большой и Малый Урал, давно утвердившиеся на Полярном Урале.

Учитывая, что на всём своём протяжении Приполярный Урал проходит западнее реки Ляпина (Хулги) и, в общем, параллельно этой реке, сотрудники Североуральской экспедиции, особенно Алёшков, пользовались и термином Ляпинский Урал, но он также не получил широкого распространения.

В орографической структуре Большого Урала Североуральская экспедиция выделила два основных хребта и дала им названия: западный водораздельный хребет длиной свыше 150 км - кряж Исследователей Северного Урала в XIX столетии, короче "Исследовательский" кряж, как писал сам Алёшков, где находились наиболее значительные вершины с высотами более 1700 м (Народная, Карпинского, Дидковского), и восточный водораздельный хребет - Народо-Итьинский кряж, длиной более 100 км, с высотами до 1549 м. Народо-Итьинский кряж "в шахматном порядке", по выражению Алёшкова, примыкает на восточной стороне Приполярного Урала к Исследовательскому кряжу, продолжаясь в северо-восточном направлении от истоков Кожима до истоков Хулги. Название Народо-Итьинский кряж дано по реке Народа, левому притоку Маньи, впадающей в Хулгу (Ляпин), и реке Итья (Тыкотлова), более северному правому притоку Хулги. Река Народа ограничивает кряж с юга.

В настоящее время, как это предчувствовал и сам Алёшков, вместо громоздкого наименования кряж Исследователей Северного Урала в XIX столетии утвердилось более экономное Исследовательский кряж , или Исследовательский хребет, Народо-Итьинский кряж теперь тоже именуется и Народо-Итьинским хребтом.
Приполярный Урал - один из наиболее красивых районов нашей Родины. Широкой дугой протянулись его хребты от истоков реки Хулги на севере до горы Тельпос-из на юге. Площадь горной части района около 32000 км2.

Мало исследованная суровая природа, обилие в реках и озёрах рыбы, в тайге ягод и грибов влечёт сюда путешественников. Хорошие пути сообщения по Северной железной дороге, на пароходах и катерах по Печоре, Усе, Оби, Северной Сосьве и Ляпину позволяют разрабатывать на Приполярном Урале водные, пеше-водные, пешие и лыжные маршруты с пересечением Уральского хребта или вдоль его западного и восточного склонов.

Характерная особенность рельефа Приполярного Урала - большая высота хребтов с альпийскими формами рельефа, асимметрия его склонов, глубокое расчленение сквозными поперечными долинами и ущельями, значительная высота перевалов. Наиболее высокие вершины находятся в центре Приполярного Урала.

Абсолютная высота перевалов через главный водораздел, отделяющий Европу от Азии, и через хребты, расположенные к западу от него, - от 600 до 1500 м над уровнем моря. Относительные

урал
высоты вершин близ перевалов 300 - 1000 м. Особенно высоки и труднопреодолимы перевалы на хребтах Саблинском и Неприступном, склоны которых заканчиваются крутостенными карами. Наиболее легкопроходимые перевалы через Исследовательский хребет (от 600 до 750 м над уровнем моря) со сравнительно пологими незначительными подъёмами, позволяющими легко осуществлять волоки, расположены в южной части хребта между верховьями Пуйвы (правый приток Щекурьи) и Торговой (правый приток Щугора), а также между верховьями Щекурьи, Маньи (бассейн Ляпина) и Большого Патока (правый приток Щугора).

В районе горы Народной и на Народо-Итьинском хребте высота перевалов 900 - 1200 м, но здесь через многие из них проходят тропы, по которым сравнительно легкиволоки из верховьев Хулги (Ляпина), Хаймаю, Грубею, Хальмерью, Народы в верховья притоков Лемвы на Кожим и Балбанью (бассейн Усы)

Климат Приполярного Урала более суровый чем Северного. Здесь самый богатый осадками район Урала: в возвышенных местах западного склона (верховья Вангыра, Манараги, Торговой, Большого и Малого Патока)- 1500 мм, в возвышенных местах восточного склона - 800 мм, на равнине - 500 мм в год. Больше всего осадков - с июля по август (40 - 50% годового количества). Сравнительно обильны осадками также май, сентябрь, октябрь (25 - 30%).

Июль - самый тёплый месяц на Приполярном Урале. Средняя температура на равнинах +14 - +16°С, на высоте 1300 - 1400 м около +5°С, а на высоте 1600 - 1800 м - не более +3°С. В июне и августе средняя температура на равнинах на 3ј4° ниже, чем в июле, а в сентябре она повсеместно не превышает +7°С. В наиболее жаркие дни температура на равнинах поднимается до +34°С.

С хребтов Приполярного Урала стекают полноводные реки, впадающие в Печору и Обь. В верховьях многие реки текут по троговым долинам с крутыми склонами, с участками свежих холмисто-моренных форм рельефа, конечных и боковых морен с резкими изломами в продольном профиле русла, иногда через цепочки плотинных озёр (Народа, Хобею). В таких долинах реки текут обычно в одном русле, имеют падение до 4 м/км и скорость течения 4 - 10 км/час, а на отдельных порожистых участках более 15 км/час. Русло, как правило, завалено валунами и обломками скал. Местами реки делают крутые повороты (до 90°), особенно опасные при сплаве на туристских плавсредствах.

По выходе рек из гор на Печорскую низменность русла становятся извилистыми, изобилуют старицами, наносными островами, мелями. Скорость течения снижается до 0,2 - 0,5 км/час.

На Приполярном Урале много озёр. Распределены они по территории неравномерно: на западном склоне - 692, на восточном - 129. Озера расположены преимущественно на высоте от 500 до 1000 м (499 водоёмов), что соответствует преобладающей высоте днищ каров и троговых долин в этом районе. Выше 1000 м имеется всего лишь 68 озёр, и среди них Манси - самое глубокое (38 м) на Приполярном Урале. На высоте от 200 до 500 м находится 254 озера общей площадью около 10 км2.

Самое большое по площади и объёму воды на Приполярном Урале - озеро Торговое.

На Приполярном Урале таёжные леса из ели, лиственницы, сосны, кедра и пихты поднимаются в горы до высоты 450ј650 м, а по долинам рек - до 750 м.

На азиатском склоне заболоченные леса из ели, лиственницы, кедра и берёзы растут, в основном, в пределах Ляпинской депрессии - заболоченной равнины, над которой изредка поднимаются группы невысоких холмов и гряд. Для Ляпинской депрессии характерно галерейное расположение лесоввдоль берегов рек. На водоразделах - обширные торфяные болота. Одни поросли высокоствольным хвойным лесом, другие - чахлым мелколесьем, третьи сплошь затянуты сочным моховым ковром с пестреющими озёрами.

Территория увалистой полосы восточного склона покрыта густыми хвойными лесами (ель, сосна, лиственница). Чем выше по восточному склону в горы, тем больше в тайге лиственницы, верхнюю границу леса составляют почти исключительно листвинничники с можжевельником и полярной берёзкой в кустарниковом ярусе.

Тайга западного склона сырая, сильно заболоченная, состоит из ели с примесью пихты и берёзы. По долинам рек, особенно в их верховьях, растут пышные травы. Высокие и густые субальпийские луга находятся у верхней границы леса в долинах рек Торговой, Манараги, Вангыра, Большой Сыни, Большого и Малого Патока. Густой ковёр цветистого субальпийского разнотравья придаёт Приполярному Уралу неповторимую прелесть. Однако передвигаться по таким лугам тяжело, и надо придерживаться троп, проложенных дикими животными. Особенно много здесь лосей.

Данный район позволяет проводить следующие спортивные путешествия:

- пешие до V (включительно) категории сложности;

- лыжные до VI (включительно) категории сложности;

- водные до IV (включительно) категории сложности.

Полярный Урал

Полярный Урал - это самая северная часть Урала. Ширина полосы гор уменьшается, снижается высота гор. о все же большая часть вершин имеет высоту до 1000 м и более. Горы сильно расчленены, высота перевалов 300-400 м. Значительная часть района лежит в зоне тундры, только по берегам рек можно встретить кустарник и отдельные деревья. Климат района очень суров, лето длится с середины июля до середины августа - это и наилучшее время для водных походов. Полярный Урал располагается на территории pеспублики Коми и Ямало-Ненецкого национального округа Тюменской области. Район населен очень слабо, однако основные транспортные пути близко подходят к горам. а западе это та же магистраль Коноша - Воркута с продолжением местной железнодорожной линии до крайнего северного поселка Хальмер-Ю, откуда, например, до истоков р. Кара всего 30 км. Железнодорожная ветка Сейда - Лабытнанги, ответвляющаяся от основной магистрали, пересекает Полярный Урал. а востоке сравнительно недалеко от гор параллельно им течет Обь. Реки западного склона Полярного Урала принадлежат бассейнам рек Уса и Кара, реки восточного склона - бассейнам Оби и Щучьей. а Полярном Урале можно построить различные водные маршруты: классические волоковые, маршруты просто по одной реке, маршруты-связки, состоящие из участков нескольких рек, проходимых по течению, соединенных волоками. Волоковые маршруты можно построить с подъемом по Лемве и ее правым притокам, волоком через водораздельный хребет и сплавом по Сыне или Войкару и по их притокам. Здесь маршрут лучше строить с запада на восток, так как путь от железной дороги до хребта существенно короче, чем путь по восточным рекам до Оби, и лучше короткий путь проделать против течения, а длинный - по течению.

Волоковые маршруты можно сделать, связав притоки Оби. К таким относятся известные маршруты Большая Пайпудына - волок - Ланготюган и Собь - Хараматалоу - волок - Войкар. К маршрутам по одной реке относятся маршруты по рекам Уса и Кара (к ним можно добраться пешком или на вездеходе от железной дороги Воркута - Хальмер-Ю). Можно начать маршрут непосредственно от станции Хальмер-Ю по рекам Хальмер-Ю - Силова-Яха - Кара. В бассейне р. Кара можно построить маршруты-связки, переходя с Кары на ее крупный правый приток Ярма-Яху или с Силова-Яхи на другой крупный левый приток Кары Сибирчата-Яху. Все эти маршруты классифицируются третьей-четвертой категорией сложности для байдарок. Походы проводятся в условиях полной автономности, иногда безлесья и довольно сурового даже летом климата (например, р. Кара впадает в Карскую губу, которая иногда бывает забита льдом).

http://tourism.km.ru/

урал

урал
Азербайджан
Армения
Афганистан
Бангладеш
Бахрейн
Бруней
Бутан
Вьетнам
Грузия
Израиль
Ирак
Иран
Иордания
Индия
Индонезия
Казахстан
Камбоджа
Катар
Кипр
Китай
Кувейт
Кыргызстан
Лаос
Ливан
Малайзия
Макао
Мальдивы
Монголия
Мьянма
Непал
ОАЭ
Оман
Пакистан
Россия
Саудовская Аравия
Сирия
Сингапур
Северная Корея
Тайвань
Таиланд
Таджикистан
Туркменистан
Турция
Узбекистан
Филиппины
Шри-Ланка
Южная Корея
Япония
урал
 
урал Rambler's Top100
О проекте |Карта |Карта отелей
(c) Void Limited Co, 2005
www.panasia.ru