развитие экономики россии Россия
развитие экономики россии в 2004?2005
 развитие экономики россии
развитие экономики россии
развитие экономики россии
развитие экономики россии
 / 
Экономика/ развитие экономики россии
Саяны : Дальний Восток : Алтай : Камчатка : Байкал : Москва
Выбор отеля
 
страна
курорт
категория отеля
Отзывы по отелям
 
страна
курорт
категория отеля

развитие экономики россии

 

Развитие экономики России в 2004–2005 гг.
2004 г. — год упущенных возможностей или подготовки к ускорению экономического роста?
2004 год прошел для российской экономики под знаком неожиданно благоприятной ценовой конъюнктуры на мировых товарных рынках. Среднегодовые экспортные контрактные цены на топливо выросли за год примерно на 20%, цветные металлы подорожали почти на 30%, а черные металлы — на 65% по отношению к уровню предыдущего года. В результате стоимость российского экспорта (около 70% которого приходится на топливо и металлы) достигла 182 млрд. долл., что на треть больше, чем в 2003 г.

В условиях внешнеторгового бума важнейшими для российской экономики в прошедшем году были следующие две тенденции. Во-первых, это замедление темпов роста ВВП (6.9% прироста против 7.3% в 2003 г.) на фоне улучшения конъюнктуры мировых сырьевых рынков. Во-вторых, быстрое расширение внутреннего спроса. Причем не только инвестиционного (по этому параметру 2004 и 2003 гг. как раз более или менее схожи), но и, прежде всего, развертывание настоящего потребительского бума. Если в 2003 г. расходы домашних хозяйств выросли на 7.5% (что, конечно, тоже немало), то в 2004 г. — на 12.8%. Потребительский бум и быстрое наращивание инвестиций могли бы стать прочным фундаментом для подъема российской экономики. Могли бы, но не стали, поскольку из-за низкой конкурентоспособности отечественной продукции львиная доля прироста внутреннего спроса была удовлетворена за счет импорта. Россия стала "локомотивом" для тех стран, которые поставляют продукцию на внутренний рынок, но сколько-нибудь заметно оживить сектор отечественных предприятий, работающих на российский рынок, не удалось. Этот сектор вырос на 2.3% к прошлому году (а его вклад в прирост ВВП по-прежнему остается на уровне около 1 процентного пункта), тогда как экспортный сектор увеличил объемы выпуска на 11.3%, а его вклад в прирост ВВП составил 5.5 п.п., т.е. в 5 раз больше вклада предприятий внутреннего сектора.

Замедление темпов экономического роста со стороны спроса обусловлено недостаточно высоким темпом роста инвестиционной активности на внутреннем рынке, а со стороны предложения — снижением уровня конкурентоспособности производимой российскими производителями продукции.

Снижение инвестиционной активности в секторе крупного и среднего бизнеса в 2004 г. стало следствием отсутствия прогресса в борьбе с инфляцией и обострения противоречий между бизнесом и правительством в сфере прав собственности, что усилило инвестиционные риски и снизило позитивный эффект от роста экспортных цен.

В прошедшем году правительственный прогноз инфляции не оправдался — снизить темпы роста цен практически не удалось. И хотя базовая инфляция1 в 2004 г. снизилась до 8.5% (с 11.2% в 2003 г.), ускорение темпов роста цен было связано с давлением повышающихся цен внешнего рынка (на топливо и сельхозпродукцию). В результате темпы роста потребительских цен фактически остались на уровне предшествующего года и составили 11.7% против 12% годом ранее.

Чистый отток капитала в целом из частного сектора в 2004 г. вырос в четыре раза по сравнению с предыдущим годом и составил около 8 млрд. долл. Особенно резко возрос спрос на зарубежные активы со стороны российских банков. На этом фоне произошло замедление роста капитальных инвестиций не только в экспортном секторе, но и в обрабатывающей промышленности. В экспортном (нефтедобывающем) секторе капитальные инвестиции сократились — как в рублевом выражении (более чем на 20%), так и в пересчете на иностранную валюту (оценочно, почти на один миллиард долларов — до 7 млрд. долл. без учета вложений в транспортировку). Сократился также объем инвестиций и в цветной металлургии — более чем на 7%.

На рынке потребительских товаров главным явлением 2004 г. стало новое ускорение роста потребительского спроса со стороны населения, которое превысило все предыдущие достижения периода "потребительского бума" последних лет. Оборот розничной торговли вырос на 11.6% против 8.4% в 2003 г. Потребительская активность населения в минувшем году была столь велика, что привела к росту доли потребительских расходов в доходах населения, которая непрерывно снижалась начиная с 1999 г. Дополнительно "разогрели" потребительский спрос и такие факторы, как банковский кризис (что снизило склонность населения к сбережению) и развитие потребительского кредитования, увеличение которого обеспечил около 30% прироста оборота розничной торговли в 2004 г. (в 2003 г. — 21%).

Однако устойчиво высокие темпы повышения внутреннего спроса не привели к ускорению экономического роста, а вызвали лишь полуторакратный рост физических объемов импорта машин и оборудования, хотя и способствовали увеличению среднегодовых цен импорта на 3–4% (против 17%-ного роста в 2003 г.).

Бюджетная политика в 2004 г. при избытке доходов оставалась крайне жесткой и ориентированной на накопление резервов. Благоприятная внешняя конъюнктура в совокупности с мерами налоговой политики, направленными на более полное изъятие экспортной ренты, обеспечили в 2004 г. поступление в федеральный бюджет огромного объема дополнительных доходов (680 млрд. руб., или 4.1% ВВП). Это позволило аккумулировать в бюджете 20.7% ВВП против 19.4% ВВП в 2003 г. Однако, даже с учетом принятых осенью поправок, общий уровень непроцентных расходов федерального бюджета относительно ВВП остался на запланированном уровне (12.5% ВВП), сократившись по сравнению с 2003 г. (13.2% ВВП). Сокращение затронуло преимущественно социальный блок (в частности, расходы на образование и науку), а также трансферты регионам, что и явилось одним из факторов снижения (относительно ВВП) непроцентных расходов региональных бюджетов.

На этом фоне скорость накопления средств в Стабилизационном фонде, создание которого стало для бюджетной сферы основным событием прошедшего года, превзошла все ожидания. Целевой объем, которого при планировании бюджета на прошлый год намечалось достичь за пять лет, оказался сформирован фактически за один год, что немедленно сделало актуальным вопрос о направлениях использования "избыточных" доходов Стабилизационного фонда в 2005 г. и в последующие годы.

К концу 2004 г., в силу продолжающегося не только реального, но и номинального укрепления курса рубля, экономика фактически исчерпала созданный в результате девальвации 1998 года ценовой запас. В среднем уровень цен на товары и услуги вернулся (в долларовом выражении) на уровень декабря 1997 г. Однако возможности для дальнейшего укрепления рубля по-прежнему сохраняются — прежде всего в силу более благоприятных условий внешней торговли (уровень которой сейчас на 45% выше докризисного). Частично снижение конкурентоспособности, связанное с ростом реального курса рубля, компенсируется повышением производительности труда (данный показатель на 37% выше уровня декабря 1997 г.), однако этого уже недостаточно для увеличения темпов экономического роста.

Перспективы экономического роста, на фоне жесткой бюджетной политики и снижения уровня ценовой конкурентоспособности российских производителей (сохраняющейся в условиях неизбежного продолжения тенденции роста реального курса рубля), в значительной степени зависят от развития национальной финансовой системы. В данном контексте ситуация в прошедшем году развивалась противоречиво.

Летом 2004 г. российской банковской системе пришлось преодолеть кризис, вызванный неосторожными заявлениями властей в обстоятельствах объективно недостаточного уровня банковской ликвидности. Банковский кризис проявился прежде всего в "сжатии" межбанковского рынка и оттоке вкладов населения из банковской системы. Ситуация была разрешена благодаря снижению ставки отчислений в ФОР с 7 до 3.5% и принятию закона о гарантировании государством вкладов населения величиной до 100 тыс. руб. во всех банках на территории России.

В результате, впервые за последние пять лет, банковская система снизила величину своих активов относительно ВВП (с 42.2 до 41.7%), но при этом кредитная ориентация банков не только не ослабла, но, напротив, возросла (объем кредитов экономике и населению за год увеличился на 2.8% ВВП, а их доля в активах достигла 55% против 48% на начало года). Продолжался бум потребительского кредитования: объем кредитов частным лицам за год практически удвоился, а их доля в кредитном портфеле достигла 15% (11% на начало года).

В 2005 г. рост активов банков относительно ВВП, по нашим оценкам, возобновится и составит не менее 4% ВВП — в основном за счет кредитования. Основой ресурсной базы останутся депозиты физических лиц, хотя мы ожидаем и дополнительного притока пассивов из-за рубежа, вследствие чего сальдо операций банков с внешним миром станет устойчиво отрицательным. Качественного изменения внутренней структуры банковской системы не произойдет — лидирующие позиции сохранят госбанки и крупные универсальные частные банки; нерезиденты продолжат относительно осторожную политику, вследствие чего их роль серьезно не возрастет. Завершение приема банков в систему страхования вкладов, в которую может не попасть значительное число мелких банков, вынудит их присоединиться к более крупным или ликвидироваться, в результате чего российская банковская система станет более концентрированной. Мы ожидаем дальнейшего роста роли кредитования физических лиц, в том числе за счет ипотечного кредита, который пока остается в зачаточном состоянии.

Важным фактором поддержания кредитной и инвестиционной активности является обстановка на денежном рынке, его устойчивость. Основной особенностью 2004 года здесь стал рост колебаний валютного рынка в связи с повышением зависимости динамики резервов от притока (оттока) капитала.

Неравномерность потоков капитала и вызванная этим нестабильность динамики резервов привели к усилению колебаний широкой денежной базы. Если в начале года наблюдалось резкое сжатие денежного предложения в экономике, которое спровоцировало банковский кризис, то по мере восстановления положительного притока капитала в конце года даже образовался избыток средств в банковской системе.

В 2005 г. мы ожидаем дальнейшего роста неопределенности на валютном рынке. Это будет связано с либерализацией валютного регулирования, с усилением неопределенности в динамике курса доллара на мировом рынке, а также с постепенным отказом Банка России участвовать в формировании курса рубля к доллару. Хотя полностью перейти на "свободное" плавание курса скорее всего не удастся.

Инфляция в 2005 г. если и снизится, то незначительно. Главными факторами снижения цен в нынешнем году будут дальнейшее снижение темпов роста денежного предложения и сохранение тенденции к номинальному укреплению рубля в начале года. По нашей оценке, инфляция в 2005 г. может составить 9.3–10.3%.

В этих условиях важнейшим инструментом преодоления признаков экономической стагнации, которые проявились в конце 2004 г., может стать улучшение экономической политики — как с точки зрения скоординированности разных направлений макроэкономической политики и реального нацеливания ее на поддержание конкурентоспособности, так и снижения уровня неопределенности и общего изменения формата отношений государства и бизнеса в сторону придания им большей цивилизованности.

Вверх

Россия-2005: замедление экономического роста — результат борьбы с возможным перегревом экономики или следствие неадекватности экономической политики?
Мы считаем, что на рубеже 2004 и 2005 гг. экспорт как "локомотив" экономики если и не утратит свою роль, то, по крайней мере, значительно ограничит свое воздействие на темпы экономического роста. Основной акцент в развитии экономики сместится при этом в направлении повышения конкурентоспособности российских производителей, роста внутренних и иностранных инвестиций. В связи с этим сохранение в текущем году темпов роста ВВП, зафиксированных в 2004 г. (6.9%), маловероятно даже в рамках сохранения тех же благоприятных внешнеэкономических условий. В базовом (наиболее вероятном) сценарии (при цене на российскую нефть в 31 долл./барр.) темп роста ВВП в 2005 г. оценивается нами в 5.8–6.0%, в то время как нижний уровень темпа роста ВВП — в 3.7% (при цене на нефть 22 долл./барр. и стабилизации объемов экспорта нефти) или в 4.3% (при 28 долл./барр.).

Сохранение прошлогодних темпов роста ВВП возможно лишь при дальнейшем повышении цен на нефть (до 40 долл./барр.) и при неизменности темпов роста экспорта в физическом выражении. И если случай подобного повышения цен на нефть, в принципе, исключить нельзя, то сохранение темпов роста физических объемов экспорта маловероятно — в первую очередь из-за транспортных ограничений: увеличение экспорта нефти за счет расширения Балтийской трубопроводной системы (БТС) может достигнуть в текущем году лишь менее 1% от экспортируемых объемов — около 1–2 млн. тонн2, а возможности увеличения экспорта за счет железнодорожного транспорта еще более ограниченны.

Совокупность предпосылок — в частности, стабилизация общих объемов экспорта на уровне 182–187 млрд. долл. и сокращение сальдо текущих операций на 10–11 млрд. долл. (до 46 млрд. долл.) при некотором росте внешних выплат государственного и реального секторов (на 2 млрд. долл.) и сохранении оттока капитала (на уровне 20 млрд. долл.) — делает достаточно вероятной стабилизацию курса рубля3 (на уровне 27.5–28.0 руб./долл. на конец 2005 г.) при условии стабилизации отношений евро и доллара.

В базовом варианте прогноза (при ценах российской нефти в 31 долл./барр.) доходы федерального бюджета составят 18–19% ВВП (против 17.8% ВВП, предусмотренных в Законе о бюджете, рассчитанном при цене нефти на уровне 28 долл./барр.), а денежные власти могут увеличить валютные резервы на 27–28 млрд. долл. При этом темп роста денежного предложения составит 19–21%. Учитывая, что потенциал роста цен на бензин в значительной степени исчерпан4, а рост цен на сельскохозяйственную продукцию снизится до уровня 2003 года, денежные власти смогут, по нашим оценкам, сократить уровень инфляции в 2005 г. до 9.0–9.5%.

Важнейшими проблемами реального сектора в 2005 г., на наш взгляд, могут стать проблемы, связанные с низкой конкурентоспособностью российской экономики: исчерпание потенциала роста за счет "старых" основных фондов, а также низкая ценовая конкурентоспособность экономики, обусловленная процессом укрепления реального курса рубля.

В "Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2005 г." Банк России указал, что будет ориентироваться на укрепление реального эффективного курса рубля не более чем на 8%. Реальный эффективный курс национальной валюты по итогам 2004 г. укрепился на 6.1%, в том числе на 15.0% — по отношению к доллару и на 5.6% — по отношению к евро. Столь значительное различие между отдельными реальными курсами заключается в том, что доля внешнеэкономического оборота России с постсоветскими республиками превышает треть в общем его объеме, а эти страны выстраивают свою денежную политику, ориентируясь на укрепление национальных валют по отношению к рублю. Проблема ценовой конкурентоспособности российских товаров продолжит обостряться и в 2005 г.: если реальный курс доллара для экспортеров уже на конец 2004 г. укрепился на 10.8% по сравнению с предкризисным уровнем 1997 года, то реальный эффективный курс, который важен для импортозамещающей продукции, на конец 2005 г. будет на 3.5% выше уровня 1997 года.

Вскоре мы сможем реально оценить, насколько российская экономика смогла воспользоваться этой передышкой и способна ли конкурировать на равных с импортными товарами, доля которых в совокупном внутреннем спросе, благодаря росту доходов населения за этот период, в постоянных ценах существенно выросла — с 22 до 44%, в то время как в номинале осталась примерно на том же уровне — 32–35%. С учетом пропорций спроса мы прогнозируем в 2005 г. замедление темпов роста промышленного производства до 5.0–5.2% — в первую очередь за счет снижения вклада (в совокупные темпы промышленного производства) роста основных отраслей конечного спроса (легкая и пищевая отрасли, машиностроение) — с 3.5 до 2.5 п.п. Также мы прогнозируем замедление темпов прироста физических объемов импорта — примерно до 116% (против 121% в 2004 г.) — в результате сокращения прироста реальных располагаемых доходов населения — с 9.9 до 7.7%. Несмотря на снижение темпов экономического роста, достаточно высокий уровень экспортных доходов позволит надеяться на поддержание в 2005 г. довольно высокого роста инвестиций (+10.5%).

Существенные изменения в темпах экономического роста могут вызвать два фактора. Первый: присвоение России инвестиционного рейтинга наиболее консервативным и осторожным агентством Standard&Poor’s — хотя вероятность данного события в 2005 г. сильно понизилась ввиду "деприватизации" "ЮКОСа" и предъявления налоговых претензий "вполне прозрачным" мобильным операторам. Второй фактор заключается в ответе на актуальный вопрос: "Куда потратить излишки Стабилизационного фонда?". По нашим оценкам, в случае использования средств, поступивших в него сверх норматива, для увеличения непроцентных расходов бюджета инвестиционного характера, а не на иные нужды, и при неухудшении общего инвестиционного климата рост ВВП в 2005 г. может достичь 6.4–6.6%, рост инвестиций — 12–13%.

Сравнение разных сценариев роста экономики в 2005 г. и расчет эластичности экономического роста к нефтяным ценам говорят о том, что "предельная полезность" фактора нефтяных цен в краткосрочном периоде для текущих темпов экономического роста приближается к нулю, т.е. приток экспортных доходов (на уровне нефтяных цен выше 31 долл./барр.), в конечном счете, выливается в существенное увеличение темпа роста импорта.

Так, в оптимистичном варианте прогноза, который предполагает сохранение прошлогоднего уровня нефтяных цен (35 долл./барр.) и небольшой дополнительный прирост физических объемов экспорта, рост ВВП составляет лишь 6.2–6.3% (+0.3 п.п. к базовому сценарию), промышленного производства — 5.5% (+0.4 п.п.), рост импорта — 17.6% (+2.0 п.п. по сравнению с базовым сценарием). Из этих цифр видно, что влияние цен на нефть составляет чуть менее 0.1 п.п. для ВВП и 0.15 п.п. для промышленного производства при росте цены нефти на 1 долл./барр. В то же время в долгосрочном периоде выгода от высоких цен может заключаться в ускорении роста инвестиций (на 0.9 п.п. — до 11.4% против 10.5% в консервативном сценарии) и в ускоренной модернизации экономики.

Вероятность пессимистичного варианта развития экономики, предполагающего, в частности, снижение мировых цен на российскую нефть в 2005 г. ниже уровня в 27–28 долл./барр., очень мала. Это объясняется несколькими факторами: продолжением экономического бума в Китае, возросшей уязвимостью политической ситуации в нефтедобывающих регионах вследствие как агрессивной политики США, так и террористической угрозы; все эти факторы взбудоражили рынок нефти, баланс спроса и предложения на котором очень хрупок.

Отсутствие резервных мощностей привело к тому, что любая неопределенность со стороны предложения подталкивает цены на нефть вверх. Кроме того, цена на нефть — в достаточной степени управляемая переменная, поэтому суждения о том, какая цена на нефть является низкой, какая — "справедливой", в значительной степени субъективны. Так, на протяжении последних лет "справедливой" признавалась цена нефти в размере 22–27 долл./барр., в то время как сейчас "справедливая" цена нефти ассоциируется с уровнем 28–35 долл./барр., что находит отражение в новом "коридоре" ОПЕК.

Таким образом, складывающаяся макроэкономическая ситуация остается достаточно благоприятной для российской экономики, однако и риски, обусловленные неопределенностью модели экономической политики (эта неопределенность проявляется и в проекте новой среднесрочной программы развития российской экономики), остаются значительными. Неопределенность экономической ситуации и отсутствие внятного выбора путей повышения конкурентоспособности (на основе либерального подхода или подхода, связанного с резким усилением роли государства в экономике) и сейчас уже сдерживают рост экономики (проблема дефицита экспортных трубопроводов объясняется именно этим). Эта неопределенность, судя по всему, и в 2005 г. будет вести к сдерживанию инвестиций, стагнации конкурентоспособности и не позволит использовать весь потенциал благоприятной внешнеторговой конъюнктуры.

1 Без учета сельхозпродукции, бензина и услуг.

2 В 2005 г. мощность Балтийской трубопроводной системы планируется увеличить с 50 до 60 млн. тонн. Тем не менее, по сведениям РИА ТЭК, "реальное увеличение пропускной способности … произойдет не ранее чем через полтора-два года", так как "полгода продлятся переговоры с банками", "три месяца … для экспертизы проекта" и "около года — для строительства нефтепровода".

3 При среднегодовом курсе 27.7–28.0 руб./долл.

4 В 2004 г. цены на бензин выросли на 35%.


развитие экономики россии

развитие экономики россии
Азербайджан
Армения
Афганистан
Бангладеш
Бахрейн
Бруней
Бутан
Вьетнам
Грузия
Израиль
Ирак
Иран
Иордания
Индия
Индонезия
Казахстан
Камбоджа
Катар
Кипр
Китай
Кувейт
Кыргызстан
Лаос
Ливан
Малайзия
Макао
Мальдивы
Монголия
Мьянма
Непал
ОАЭ
Оман
Пакистан
Россия
Саудовская Аравия
Сирия
Сингапур
Северная Корея
Тайвань
Таиланд
Таджикистан
Туркменистан
Турция
Узбекистан
Филиппины
Шри-Ланка
Южная Корея
Япония
развитие экономики россии
 
развитие экономики россии Rambler's Top100
О проекте |Карта |Карта отелей
(c) Void Limited Co, 2005
www.panasia.ru