экономика узбекистана Узбекистан
экономика узбекистана - оживлении экономической деятельности
 экономика узбекистана
экономика узбекистана
экономика узбекистана
экономика узбекистана
 / 
Экономика
Выбор отеля
 
страна
курорт
категория отеля
Отзывы по отелям
 
страна
курорт
категория отеля

экономика узбекистана

 

экономика узбекистана
С момента обретения государственной независимости Узбекистана прошло немногим более 10 лет. Встав на путь радикальных социально-экономических и политических преобразований, за десять лет страна сделала огромный шаг в своем развитии. В этой связи представляется правомерным обратиться к роли и месту Узбекистана в мировой экономической системе. Но прежде всего необходимо рассмотреть основные тенденции мировой экономики, на фоне которых и происходит трансформация экономической системы республики. Анализ мировой экономической системы свидетельствует об оживлении экономической деятельности в 1999- 2000 гг., произошедшего после спада 1998 г. Однако в 2001-2002г. темпы экономического роста в мире не сколько замедлились. В то же время, по прогнозам МВФ, темпы роста мирового валового внутреннего продукта (ВВП) в 2003 г. ожидаются на уровне 4.0%, в том числе в ведущих промышленно развитых государствах мира – 3.0%, в развивающихся – 5.5%, в странах с транзитной экономикой – 4.4%, в странах Содружества Независимых Государств – 4.6%.

В Узбекистане, в отличие от других государств СНГ, начиная с 1996 года наблюдается положительная динамика ВВП, что является отражением положительного характера реформ, осуществляемых в стране. Следует также отметить, что на динамике экономического роста практически не отразилось влияние азиатского и российского кризиса 1997-1998 гг., что также свидетельствует об устойчивости узбекской экономики. Доля Узбекистана в мировом ВВП еще незначительна (СХ1уз = 0.045%). (2000 г.). Невелика и доля экспорта товарами и услугами – 0.04%, импорта – 0.04%. При этом численность населения республики составляет 0.41% в 2001 г. от общей численности населения во всем мире.

Для представления масштабов концентрации мировой экономики (по принятой в МВФ классификации стран) отметим, что наибольшая доля в мировом ВВП (2001 г.) принадлежит 29 самым развитым странам – 56.3%, в том числе на долю семи ведущих стран приходится – 44.7%. 125 развивающихся стран формируют 37.6% мирового ВВП, 28 стран с транзитной экономикой – 6.2%, в том числе доля 12 стран СНГ – 3.8%. Развитые страны формируют 75.1% (2001 г.) мирового экспорта товаров и услуг, в том числе на долю семи ведущих стран мира приходится 46.5% этого показателя. Развивающимся странам принадлежит 20.3% мирового экспорта товарами и услугами, на долю стран с транзитной экономикой – 4.7%, в том числе на страны СНГ – 2.2%. Отметим, что в развитых странах проживает 15.4% населения всего земного шара, в том числе в странах "большой семерки" – 11,5%, в развивающихся странах – 78%, в странах транзитной экономикой – 6.8%, а в странах СНГ – 4.7%.

Примечательно, что за 2000-2001 гг. вклад наиболее развитых стран в объемы мирового ВВП уменьшился на 0.8%, в первую очередь за счет стран "большой семерки" – уменьшение на 0.7%. В то же время в этот показатель глобальной экономики увеличился вклад: развивающихся стран – на 0:6%, стран с транзитной экономкой на 0.3%, государств СНГ – на 0.2%. Аналогичная тенденция наблюдается и в отношении формирования мировых параметров экспорта товаров и услуг: за последние два года доля развитых стран уменьшилась на 0.6%, прежде всего за счет "большой семерки" (на 1.2%) при одновременном увеличении доли развивающихся стран (на 0.3%), стран с транзитной экономикой (на 0.4%). За это же период доля государств СНГ, в том числе и Узбекистана, в мировом экспорте товаров и услуг осталась неизменной.

Отличительная черта Узбекистана – многонациональный состав его населения, основную часть которого составляют узбеки (70%). Поэтому при построении социально-ориентированной рыночной экономической системы необходимо учитывать национально-исторический уклад жизни населения, народные традиции и обычаи, отражающие особенности национальной ментальности народа Узбекистана. Примечательно, что Узбекистан не приемлет западноевропейский индивидуализм.

Менталитет народа Узбекистана является важнейшей основной экономических преобразований. Открытость и традиции узбекского народа характеризуют суть и своеобразие собственного пути обновления и прогресса, способствуют ускорению процессов трансформации экономической системы.

Своеобразие выбранного пути реформ состоит в том, что республика идет к рынку поступательно и целенаправленно, что обусловлено присущими восточными традициями и соответственно настороженным отношением к нововведениям, радикальным преобразованиям. Здесь более приемлем постепенный умеренный переход к рыночным от ношениям. Важнейшей специфической особенностью трансформации экономической системы в условиях Узбекистана является активная и решающая роль государства в осуществлении переходных процессов.

Несмотря на незначительные макроэкономические параметры в мировом масштабе, Республики Узбекистан имеет огромный потенциал для перспективного развития. Действительно, среди факторов и условий, способствующих усилению интеграционных связей Узбекистана в мировую экономическую систему можно выделить:

- выгодное географическое положение республики на Евразийском континенте;

– стабильная политическая обстановка в стране, что является существенным гарантом притока иностранного капитала, взаимовыгодного экономического сотрудничества;

- значительные запасы земельных, минерально-сырьевых и растительных ресурсов, а также уникальные почвенно-климатические условия, благоприятные для развития сельского хозяйства;

- значительный экспортный потенциал;

- крупный производственный потенциал, позволяющий производить конкурентоспособную продукции высокой степени готовности;

- значительный человеческий потенциал, быстрорастущие трудовые ресурсы, а также сравнительно низкая по мировым масштабам стоимость рабочей силы;

– наличие развитой производственной инфраструктуры (автомобильные и железнодорожные магистрали, системы телекоммуникаций, связывающие республику с другими государствами СНГ).

Республика располагает стратегическими минерально-сырьевыми ресурсами: нефтью и газом, рудами черных, цветных и драгоценных металлов. Так, общий минерально-сырьевой потенциал страны оценивается в $3.3 трлн. Ежегодно из недр республики извлекаются полезные ископаемые на сумму порядка 95.5 млрд., при этом, ежегодный прирост запасов составляет порядка $6-7 млрд.

На долю Узбекистана приходится запасов газового конденсата – 74%, нефти – 31%, природного газа и угля – 40% и 55% соответственно, потенциальных гидроэнергоресурсов – 14% от общего объема энергоресурсов все го региона Центральной Азии. Разведанные запасы природного газа составляют около 2 трлн. мЗ, угля – свыше 2 млрд. тонн, нефти – 35- млн. По размерам добычи природного газа занимает третье место в СНГ и входит в первую десятку крупнейших газодобывающих стран мира.

Узбекистан известен также своими запасами и добычей драгоценных и редкоземмельных металлов - золота, сере бра, урана и др. По объему производства золота страна занимает второе место в СНГ, восьмое – в мире и пятое – по его производству на душу населения. Качество узбекского золота соответствует высшим мировым стандартам. Значительными являются запасы меди, свинца, цинка, молибдена, вольфрама, лития, неметаллургического сырья (каолин, плавиковый и полевой шпат, кварцевые пески, фосфориты и др.). Они служат для производства минеральных удобрений, фарфоро-фаянсовых изделий и другой продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках.

Узбекистан является основным производителем хлопка и поставщиком и продуктов его переработки в СНГ.

Страна занимает пятое место в мире по производству хлопка и второе – по его экспорту.

В республике действуют мощные, а в ряде случаев уникальные промышленные предприятия, представляющие практически все индустриальные отрасли - от тяжелой промышленности, машиностроения, самолето- и автомобилестроения до отраслей легкой и пищевой промышленности, высокотехнологичных наукоемких производств. Около 2/3 машиностроительной продукции Центральной Азии производится в Узбекистане.

Анализ динамики среднегодового изменения ВВП (рис. 3) наглядно показывает, что Узбекистан первым из государств СНГ восстановил дореформенный уровень ВВП. В 2002 году производство ВВП составило 7469.3 млрд. сум, а его рост по сравнению с 2001 годом составил 151.7%. При этом производство услуг росло опережающими темпами (на 153.6%) по сравнению с производством товаров (на 151.4%).

Процесс экономических реформ в Узбекистане достаточно хорошо прослеживается в структуре ВВП, для которой характерны следующие прогрессивные изменения (рис. 3). В период 1994- 2002 гг. доля производства товаров сократилась с 58.9% до 49.5% при одновременном увеличении доли производства услуг – с 32.8% до 38.5%. Такое изменение структуры ВВП соответствует современным общемировым тенденциям. К примеру, в 2001 г. доля услуг в мировом ВВП составила 64%, в среднем по СНГ – 44%. В развитых странах доля услуг составляет порядка 60-73%, в частности, в Японии – 66%, в Великобритании и Германии – 70% и 71% соответственно. Наиболее высока доля услуг в Гонконге (85%), ныне входящем в состав Китая.

Объемы инвестиций в основной капитал в 2002 году составили 1.44 трлн. сум и выросли по сравнению с 2001 годом на 109.1%. Объем иностранных инвестиций и кредитов в 2002 году составил около 295 млрд. сум. По сравнению с 1994 годом. их объемы увеличились в 3.2 раза.

О масштабах интеграции Узбекистана в глобализующуюся мировую экономику можно судить на основе изучения географии глобальных и региональных притоков прямых иностранных инвестиций (ПИИ).

На сегодняшний в Республике Узбекистан функционируют более 3000 предприятий с иностранным участием при участии инвесторов из 86 стран мира. Ведущими иностранными инвесторами являются государства ЕС. В настоящее время в стране аккредитованы представительства 147 фирм и компаний из стран-членов ЕС. На территории республики осуществляют свою деятельность 480 предприятий с участием капитала фирм и компаний стран Евросоюза, из них 114 – с 100%-ным европейским капиталом.

В число наиболее активных и крупных инвесторов входят компании из США, России, Германии, Японии, Китая, Республики Корея, Великобритании, Франции, Италии, Литвы, Польшу Греции, Казахстана. К при меру, при участии американских компаний и финансовых институтов осуществляется реализация инвестиционных проектов на общую сумму более $2.4 млрд., из которых сумма страхового покрытия американскими финансовыми институтами превысила $1.4 млрд. Крупнейшим донором и надежным партнером является Япония, активно оказывающая содействие экономическому развитию Узбекистана. Общий объем финансовых средств, предоставленных Японией, превысил $1.5 млрд.

Подписаны соглашения о предоставления режима наибольшего благоприятствования с 38 странами. Приоритетными направлениями привлечения ПИИ являются:

- добыча и производство основных видов углеводородного сырья, повышение конкурентоспособности топливно-энергетической продукции на внешних рынках, расширение проведения геологоразведочных и поисковых работ по определению новых залежей нефти и газа; развитие научно-технического прогресса и внедрение ресурсосберегающих технологий;

– производство золота, серебра, меди, других видов цветных и редких металлов;

– переработка хлопка волокна и шелка, производство пряжи, тканей, трикотажного полотна, швейных, трикотажных и ковровых изделий, готовой одежды, пользующихся повышенным спросом на внешнем и внутреннем рынках;

– развитие телекоммуникаций, организация высокотехнологических производств, в том числе в электронной и электротехнической промышленности, развитие информационных технологий и производства программных продуктов; – развитие строительной индустрии, обеспечение потребности капитального строительства высококачественными строительными материалами и оборудованием;

– развитие агропромышленной индустрии, переработка сельскохозяйственной продукции;

- модернизация и развитие транспортной инфраструктуры, строительство новых транспортных коридоров, модернизация и технологическое оснащение региональных аэропортов;

– развитие малого и среднего бизнеса.

Другим важным каналом интеграции Узбекистана в современные мирохозяйственные связи является внешняя торговля, темпы развития которой за прошедшее десятилетие также достаточно высоки.

За годы независимости сильно изменилась структура и география внешней торговли республики. Происходит ее переориентация в сторону стран дальнего зарубежья. К примеру, доля узбекского экспорта в Россию в 1994 году составляла 53.8% от всего экспорта в страны СНГ, а в 2002 году – 38.6%. Доля импортных поставок из Рос сии имеет неустойчивую динамику и за этот же период изменилась с 55,6% до 59.5%. Среди стран СНГ основным внешнеторговым партнером Узбекистана является Россия, занимающая лидирующее положение. Затем следует Казахстан, хотя за рассматриваемый период доля экспорта из Узбекистана снизилась с 15.3 /~до 9.9% от экспорта в страны СНГ. В то же время повысилась доля импортных поставок их Казахстана – с 10.6% до 18.1%. По мнению узбекистанских ученых-экономистов, такая ситуация обусловлена следующими факторами:

– экономическим спадом и снижением платежеспособного спроса в странах СНГ;

– созданием Таможенного союза между четырьмя странами (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия); в результате на территории этих государств были установлены достаточно высокие российские импортные та рифы, и как следствие, сальдо внешнеторгового оборота с Россией (1995 г.) и Казахстаном (1996 г.) стало отрицательным; которое позже сгладилось за счет подписания двусторонних договоров;

– в большинстве страны СНГ многие виды продукции обрабатывающей промышленности менее конкурентоспособны по сравнению с аналогичной продукции развитых стран.

Если рассматривать внешнеторговый оборот по континентам, то среди них лидирует Европа. На втором месте Азия. Примечательно, что возрастает доля Америки. Если в 1995 году этот показатель составлял 0.7%, то в 2002 году – 8.7%.

В заключение отметим, что помимо активного развития внешнеторговых связей и создания привлекательного инвестиционного климата в Узбекистане, имеется еще один значительный резерв – углубление региональных интеграционных процессов. В этом направлении руководство страны, начиная с первых дней основания ведет целенаправленный и интенсивный поиск эффективных интеграционных образований. Эти усилия имеют объективный характер и обусловлены, думается, двумя основными факторами. Во-первых, в ХХI веке интеграция становится доминирующей тенденцией мирового развития. Фактически весь мир сегодня – это совокупность региональных блоков. В Западной Европе, Северной и Южной Америке, Юго-Восточной Азии и Африке действуют крупные региональные объединения, связанные общими экономическими и геополитическими интересами. На фоне глобализации мировой экономики все они направлены на обеспечение прежде всего корпоративных интересов группы объединяемых государств. И в этом их сила, несопоставимая с возможностями отдельно взятой страны. Во-вторых, особенностью современного этапа развития мировой экономики является то, что регионализация экономических процессов происходят на фоне глобальной интернационализации производства. Мировое хозяйство в конечном счете движется к единству путем последовательного сближения и объединения экономик регионов и отдельных стран в целостный мировой хозяйственный комплекс. В таких условиях процветание государства, его роль и место в современной мировой экономике все в большей мере определяются такими ключевыми факторами международного разделения труда как специализация в точно выверенных отраслях, выгодное кооперирование, повсеместная диверсификация производства и экспортная ориентация эффективных отраслей.

ОБ ИТОГАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ В I ПОЛУГОДИИ 2004 ГОДА

На социально - экономическое развитие страны в первом полугодии текущего года позитивное влияние оказала реализация комплекса мер по ускорению экономических реформ, направленных на укрепление макроэкономической стабильности, повышение роли и значения частного сектора в экономике, реформирование аграрного и строительного секторов экономики, осуществление административной реформы и реализацию программ в социальной сфере, определенных Президентом Республики Узбекистан И. Каримовым на заседании Кабинета Министров 7 февраля 2004 года, как приоритетные направления реформ в текущем году.

I. Макроэкономическая стабилизация и ускорение экономического роста

Динамика основных макроэкономических показателей. Во втором квартале текущего года продолжалась тенденция укрепления макроэкономической стабильности и ускорения темпов экономического роста. В результате резко возросшей экономической активности хозяйствующих субъектов впервые за годы реформ прирост ВВП составил 6,2%, что более, чем в 1,6 раза выше уровня первого полугодия 2003 г.(3,8%) и на 1,4 процентных пункта выше, чем за первый квартал этого года.

Создание благоприятной экономической среды для производителей способствовало достижению высоких темпов прироста в промышленности, сельском хозяйстве и в секторе платных услуг населению. Благодаря принятию дополнительных мер по стимулированию процесса инвестирования, во втором квартале т.г. возросли объемы инвестиций и подрядных строительных работ, что позволило преодолеть снижение, наблюдавшееся в первом квартале.
Следует отметить, что ускоренное развитие экономики происходило на фоне сбалансированности государственных финансов, системы денежного обращения и внешнеторгового сектора, что обеспечило общую макроэкономическую стабильность и рост золотовалютных резервов страны.

Проведение налогово-бюджетной политики, направленной на снижение налогового бремени на производителей, укрепление платежной дисциплины, повышение эффективности работы фискальных органов, позволило обеспечить сбалансированность исполнения государственного бюджета. Так, в первом полугодии т.г. перевыполнены прогнозы по поступлению доходов государственного бюджета на 102,7%, выше ожидаемых были обеспечены прогнозные поступления доходов в Республиканский дорожный фонд, Пенсионный фонд. В результате бюджет исполнен с профицитом в размере 0,2% от ВВП.

Прогнозы по доходам местных бюджетов выполнены всеми областями, что позволило осуществить финансирование расходов, предусмотренных в государственном бюджете, на выплату всех видов пособий, содержание органов самоуправления граждан, возмещение из бюджета разницы в ценах на социально значимые услуги населению полностью за счет средств местных бюджетов.

Средняя налоговая нагрузка на предприятия снизилась с 28,4% в первом полугодии 2003 года до 27,8% - в текущем году. Снижение ставки налога на прибыль с 20 до 18% позволило увеличить на 9,1 млрд.сум объем оставляемой в распоряжении предприятий прибыли для развития производства и пополнения собственных оборотных средств.

Денежно-кредитная политика и укрепление национальной валюты. Продолжающийся жесткий контроль за денежной массой позволил остановить инфляцию (ИПЦ составил минус 0,8%, против 4,2% в первом полугодии 2003 г.) и обеспечить устойчивость национальной валюты.

Принимались активные меры по привлечению наличности в коммерческие банки. Вклады населения в депозиты банков возросли на 89 млрд.сум, или на 47%. Расширяется использование в налично-денежном обращении пластиковых карточек, объемы операций по которым увеличены на 35%.

В своей кредитной политике Центральный банк стимулировал рост кредитов, направляемых в реальный сектор экономики, и снижение средних ставок коммерческих банков по краткосрочным и долгосрочным кредитам. В результате прирост кредитных ресурсов, направленных в реальный сектор экономики, по сравнению с началом года составил 127,4 млрд.сум (18,2%) , что почти в 2 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Объем выделенных потребительских кредитов на приобретение населением автомобилей и других товаров длительного пользования возрос в 1,5 раза.

В целях поддержания аграрных реформ, в восьми областях (в 2003 г. – 4 области) внедрена система прямого льготного кредитования фермерских хозяйств, через которую фермерам предоставлено кредитов в объеме 56,5 млрд.сум.

Внешнеэкономическая деятельность. Резко возросшие объемы производства находили своих потребителей не только на отечественном рынке, но и на внешних. Подтверждением этого является тот факт, что за первое полугодие т.г. внешнеторговый оборот составил 4,2 млрд. долл. США, или возрос на 24,5% против аналогичного периода прошлого года. Совокупный объем экспорта возрос на 25,2% и составил 2,4 млрд. долл. США. Достигнуто положительное сальдо внешней торговли в размере свыше 689 млн. долл. США.

При этом наблюдается явно выраженная позитивная тенденция роста не сырьевого экспорта. Так, экспорт химической продукции увеличился в 2,1 раза, продукции машиностроения – на 38%. В 2,2 раза возросли экспортные поставки продовольственных товаров.

Объем импорта за первое полугодие составил 1,7 млрд. долл. США. Следует отметить, что увеличиваются объемы импорта тех видов продукции, которые не производятся в республике и необходимы для воспроизводственного цикла наших предприятий. В частности возрос импорт химической продукции (134,4%), черных и цветных металлов (131,3%), машин и оборудования (126,1%), услуг (143%). При этом, на 13,4% сократился импорт продовольствия.

II. Развитие реального сектора и структурные преобразования

Развитие промышленности. Либерализация валютного рынка и расширение доступа производителей к импорту необходимых видов сырья и комплектующих, меры государственной поддержки предприятий, продукция которых имеет спрос на рынке, посредством их технической и финансовой реструктуризации, стали основными факторами высоких темпов роста промышленного производства (9,6%).

Производство продукции машиностроения и металлообработки возросло на 132%, черной металлургии - 115,2%, промышленности строительных материалов - 113,5%, легкой (без учета хлопкоочистки) - 111,4%, топливной промышленности - 108,5%. Значительно увеличено производство дизельного топлива, сжиженного газа, угля, проката черных металлов, стали, фосфатных удобрений и средств защиты растений, различных видов кабельно-проводниковой продукции, автомобилей, культиваторов, цемента, стекла оконного, товаров сложнобытовой техники и отдельных видов продовольственных товаров.

Своевременное принятие упреждающих мер позволило во втором квартале т.г. преодолеть спад в производстве продукции ассоциации “Узбекчармпойабзали”, ХК “Узмевасобзавотузмсаноат-холдинг” и “Файз-холдинг”, наблюдавшийся в первом квартале т.г.

Во втором квартале т.г. были резко активизированы меры по реализации проектов Программы локализации, направленных на увеличение производственных мощностей путем более глубокого использования местного сырья и материалов. В результате чего, освоено или начато освоение новых мощностей по производству гидроцилиндров к тракторам и сельхозмашинам, шатунов и коленчатых валов к дизельным двигателям на предприятиях ХК “Узсельхозмашхолдинг”, черного свинца из свинцово-содержащих материалов на ОАО “Алмалыкский ГМК”, коленчатых валов на ОАО “Моторный завод”, крупных штампованных деталей автомобилей для СП “УзДЭУавто” на предприятиях ООО “Электромаш” (г.Коканд) и ЧФ “Меридиан” (г.Андижан). В целом, за полугодие в соответствии с программой локализации произведено и реализовано продукции на сумму 233,6 млрд. сумов, создано 1222 рабочих мест, экспортировано продукции на 86,3 млн. долларов США.

Реструктуризация и финансовое оздоровление предприятий. Экономический рост, увеличение уровня использования производственных мощностей наряду с мерами по ускорению экономических реформ и государственной поддержке предприятий, позволил укрепить финансовое положение многих предприятий. Количество убыточных предприятий из числа наблюдаемых органами статистики за январь-май т.г. сократилось против соответствующего периода прошлого года на 36%.

Результатом реструктуризации убыточных и экономически несостоятельных предприятий явился рост объемов производства на 58 реструктуризуемых предприятиях (76% от их общего количества).

Структурно- инвестиционная политика. За I полугодие 2004 года в республике за счет всех источников финансирования освоено 912 млрд. сум капитальных вложений (102,2% к уровню соответствующего периода прошлого года).

Благоприятный валютный, инвестиционный и налоговый режимы способствовали тому, что из всего объема иностранных инвестиций и кредитов, 41% составили прямые инвестиции и кредиты без гарантии правительства. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года объемы последних увеличились почти в два раза, а их доля в общем объеме капитальных вложений - с 5,9% до 9,5%. Наибольшая доля прямых инвестиций и кредитов без гарантии Правительства приходится на инвестиции в легкую промышленность.

Наиболее значимыми инвестиционными проектами, завершенными в первом полугодии т.г., являются 5 совместных предприятий легкой промышленности (СП “Сурхантекс”, СП “Ядем текстиль”, СП “Эмтекс”, СП “Балыкчи”, СП “Исковуттекс”), совмещенный мостовой переход через реку Амударья, объекты по производству автомобильных стекол на АО “Автоойна” мощностью 200 тыс. комплектов в год, стеклоампул на СП "Фарм Гласс", шерстяных жаккардовых ковров и напольного покрытия на СП “Хива Карпет”, газопровод- отвод к райцентру Кизил-Калъа протяженностью 18,5 км с ГРС, реконструкция железнодорожного полотна от г. Келеса до г. Самарканда - 105 км.

Проделана большая работа по привлечению прямых иностранных инвестиций в отрасли ТЭК: подписаны два СРП с российскими компаниями “Газпром” и “Лукойл”, предусматривающие прямые инвестиции в газовый сектор в размере более 1 млрд.долл.США.

В целях ускорения экономических реформ в капитальном строительстве приватизировано 468 строительных предприятий (82% от годовой программы), а также 87 проектно-изыскательских организаций (74%).

По объектам, строящимся за счет бюджетных средств, проведено 428 конкурсных торгов, в том числе по 151 объекту - методом свободной закупки. Условный экономический эффект по экономии бюджетных средств составил 8,7 млрд.сум.

Реформы в сельском хозяйстве. Проводимые реформы также дали эффект в сельском хозяйстве, где наблюдался значительный рост в производстве пшеницы, бахчевых (30,5%), винограда (64,9%), картофеля (14,2%), плодов (12%), мяса (6,3%), яиц (7,9%). В результате по итогам первого полугодия производство продукции сельского хозяйства возросло на 10,4%.

В текущем году ширкатные и фермерские хозяйства при опережающем проведении агротехнических мероприятий (пахота, сев хлопчатника, культивация и др.) за счет совершенствования учета обеспечили экономию 82,9 тыс. тонн дизельного топлива. Задолженность сельхозпредприятий перед обслуживающими предприятиями сократилась по сравнению с началом года на общую сумму 42,3 млрд.сум.

В рамках реализации Концепции развития фермерских хозяйств реорганизовано 284 низкорентабельных ширкатов и на их базе создано свыше 12,5 тыс. фермерских хозяйств, которым предоставлено в долгосрочное пользование более 591,5 тыс. гектаров земельной площади или в среднем 47 гектаров на одно фермерское хозяйство.

В целях оказания поддержки и организации деятельности фермерских хозяйств на местах создана сеть инфраструктурных объектов, в том числе: 196 мини-банков (100 % к заданию), 236 пунктов обеспечения горюче-смазочными материалами (97 %) и 205 минеральными удобрениями (94 %), 267 альтернативных МТП (96,4 %), 222 ассоциаций водопользователей (87 %).

Развитие малого бизнеса и частного предпринимательства. Важную роль в развитии малого бизнеса в стране сыграло вступление в силу в этом году Закона Республики Узбекистан “О частном предприятии”, предусматривающего исключение двойного налогообложения, а также изменение порядка отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям, упрощение процедуры их регистрации. В результате по состоянию на 1 июля т.г. число зарегистрированных предприятий малого бизнеса в истекшем полугодии увеличилось на 11,2% и составила 270,6 тыс. единиц.

Стимулирующую роль оказывают и выделяемые субъектам МБ льготные кредиты, объемы которых составили в первом полугодии т.г. 193 млрд. сум, в т.ч. объемы микрокредитов – 17,2 млрд. сум, в основном в виде средне- и долгосрочных кредитов (67,3%). На формирование стартового капитала банками выделено 8,5 млрд.сум.

В целом, по итогам первого полугодия текущего года доля малого бизнеса в ВВП составила 29,1%, против 28,9% за аналогичный период 2003 года.

III. Развитие социальной сферы

Рост экономики, повышение экономической активности населения за счет развития малого частного предпринимательства и другие меры по углублению экономических реформ в рассматриваемом периоде создали благоприятные условия для проведения политики социальной защиты и роста реальных доходов населения.

Реальные располагаемые денежные доходы населения возросли почти на 17%, реальная заработная плата увеличилась на 23%.

Проведение активной политики на рынке труда, направленной на создание рабочих мест, особенно в сфере малого бизнеса, трудоустройство и профессиональное обучение безработных, способствовало росту занятости населения и снижению безработицы. Создано 263 тысяч рабочих мест (на 10,6% больше, чем в I полугодии прошлого года), в т.ч. 92 тысяч – в секторе фермерских и дехканских хозяйств.

Вместе с тем, на рынке труда регионов и секторов экономики сложились определенные диспропорции между предложением и спросом рабочей силы, которые обостряют проблемы обеспечения занятости работников, высвобождающихся в результате структурных преобразований и проведения административной реформы.

По сравнению с первым полугодием 2003 года создано меньше рабочих мест в Самаркандской (на 7%), Сурхандарьинской (12%) и Хорезмской (34%) областях.

В здравоохранении продолжаются работы по совершенствованию системы управления и финансирования, укреплению первичного звена здравоохранения. Принимаются меры по кардинальному улучшению материально-технической базы и оснащенности современным оборудованием лечебно- профилактических учреждений.

Показатели детской и материнской смертности по сравнению с соответствующим периодом прошлого года снизились соответственно на 4% и 20%.

В рамках принятой Программы “Год доброты и милосердия” выполнен ряд мероприятий, на осуществление которых направлены средства в объеме свыше 171 млрд.сум, из которых 126,2 млрд.сум - из госбюджета, остальная часть – внебюджетные и спонсорские средства.

IV. Институциональные преобразования

Выполнение Программы приватизации. Внедрение новых оптимальных механизмов приватизации предприятий позволило в течение первого полугодия 2004 года реализовать 1132 государственных предприятия, объекта, пакета акций и долей (превышение в 2 раза по сравнению с аналогичным показателем прошлого года), в т.ч.:

во исполнение постановления Кабинета Министров от 17.04.2003г. №185 реализованы пакеты акций 779 приватизированных предприятий (51% от задания года);

с применением механизма пошагового снижения стартовой цены реализованы пакеты акций 232 АО на общую сумму 4,2 млрд.сум при номинальной стоимости 1,5 млрд.сум, 286 объектов недвижимости на сумму 1,9 млрд.сум и 20,5 тыс. долларов США;

по нулевой выкупной стоимости из выставленных в первом полугодии 75 предприятий, объектов и пакетов акций реализовано 73 с условием внесения инвестиций на сумму 4206,5 млн. сумов и 7,7 млн. долларов США.

Основные показатели выполнения Программы приватизации, развития корпоративного управления и рынка ценных бумаг

В целом, поступления от приватизации составили сумму 39,7 млрд.сум, что превышает показатель соответствующего периода прошлого года в 1,8 раза. Из них в республиканский и местные бюджеты поступило соответственно 16,3 и 7,3 млрд.сум, 1,3 млрд. сум оставлены предприятиям в качестве постприватизационной поддержки.

Практически выполнены задания по приватизации предприятий ликвидированных хозяйственных объединений “Узбалик” (20 из 22) и “Узпарранда” (18 из 25). Вместе с тем, медленно осуществляется приватизация в ГАК “Узкимесаноат”, ГАЖК “Узбекистон темир йуллари”, АК “Узстройматериалы”.

Повышается инвестиционная привлекательность государственных объектов и акций среди иностранных инвесторов, которым реализованы объекты государственной собственности на сумму 20,4 млн. долл. США и 0,5 млн.сум. с инвестиционными обязательствами на сумму 33,1 млн. долл. США, что выше уровня соответствующего периода прошлого года в 1,6 раза. За отчетный период иностранными партнерами выполнено 61% от годового прогноза внесения инвестиционных обязательств на сумму 9,7 млн. долларов США, 60% из которых направлены на закупку технологического оборудования.

Развитие вторичного фондового рынка. Принимаемые меры по увеличению доли и значения частного сектора в экономике также отразились на активизации вторичного фондового рынка, объем которого по сравнению с первым полугодием прошлого года увеличился в 1,2 раза и составил 20,4 млрд.сум. Рост произошел, в том числе за счет вовлечения физических лиц на фондовый рынок, которые приобрели акций в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. В целом общий оборот рынка ценных бумаг составил 65,2 млрд. сумов и увеличился по сравнению с первым полугодием 2003 года в 1,9 раза.

Административная реформа. В целях резкого сокращения вмешательства государства в экономику практически завершен процесс пересмотра задач и функций органов государственного и хозяйственного управления в соответствии с приоритетами административной реформы. Приняты решения по 32 органам государственного и хозяйственного управления, в том числе по преобразованию 13 органов, слиянию 4 и ликвидации 5 органов государственного и хозяйственного управления. В процессе административной реформы сокращено около 40 тыс. единиц управленческого персонала.

Являясь основным элементом осуществляемых в стране административных преобразований, ликвидация распределительной системы позволила создать равный доступ хозяйствующих субъектов к стратегическим материально-техническим ресурсам.

На биржевые торги на постоянной основе выставляются хлопковое волокно, ГСМ, прокат черных металлов, цветные металлы, сжиженный газ, минеральные удобрения, отдельные виды продовольственных товаров и др. В результате доля реализации продукции, сырья и материалов через биржевые торги в общем объеме промышленного производства по сравнению с аналогичным периодом прошлого года повысилась в 1,5 раза. Через биржевые торги реализовано автомобильного бензина 8,3%, дизельного топлива - 17,3%, проката черных металлов - 7,8%, хлопкового волокна - 24%, сжиженного газа - 19,1% от общего объема производства.

По итогам первого полугодия только на УзРТСБ реализовано продукции на общую сумму свыше 231 млрд. сум, что почти в 2 раза превышает уровень полугодия 2003 года, из них реализация высоколиквидных ресурсов составила около 180 млрд.сум, или 78% к общему объему реализованной продукции. Производители продукции, выставляемой на биржевые торги, получили дополнительные доходы в размере 5,2 млрд.сум, которые ранее оседали на счетах искусственной сети посреднических фирм, при этом по большинству видов продукции, выставляемой на биржевые торги, отклонения цен от стартовой не превышают 5%.

валюта узбекистана

Денежная единица Узбекистана - сум, равный 100 тыйинам. Основу находящейся в обращении банкнотной массы составляют купюры, выпущенные в 1994 году. Это номиналы 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 сумов. Затем по мере уменьшения стоимости узбекского сума были выпущены банкноты номиналом 200, 500 и 1000 сумов


экономика узбекистана

экономика узбекистана
Азербайджан
Армения
Афганистан
Бангладеш
Бахрейн
Бруней
Бутан
Вьетнам
Грузия
Израиль
Ирак
Иран
Иордания
Индия
Индонезия
Казахстан
Камбоджа
Катар
Кипр
Китай
Кувейт
Кыргызстан
Лаос
Ливан
Малайзия
Макао
Мальдивы
Монголия
Мьянма
Непал
ОАЭ
Оман
Пакистан
Россия
Саудовская Аравия
Сирия
Сингапур
Северная Корея
Тайвань
Таиланд
Таджикистан
Туркменистан
Турция
Узбекистан
Филиппины
Шри-Ланка
Южная Корея
Япония
экономика узбекистана
 
экономика узбекистана Rambler's Top100
О проекте |Карта |Карта отелей
(c) Void Limited Co, 2005
www.panasia.ru