каракалпакстан Узбекистан
каракалпакстан - история и памятники
 каракалпакстан
каракалпакстан
каракалпакстан
каракалпакстан
 / 
 / 
Курорты/ каракалпакстан
Выбор отеля
 
страна
курорт
категория отеля
Отзывы по отелям
 
страна
курорт
категория отеля

каракалпакстан

 

Каракалпакстан. История и памятники Каракалпакстана
Значительное пространство азиатской части планеты занимает Средняя Азия. По своей площади (более 1295 тыс. кв. км.) она превосходит Германию, Францию и Великобританию вместе взятые. Территория Центральной Азии простирается от Каспийского моря на западе до границы с Китаем на востоке и от Арало-Иртышского водораздела на севере до границы с Ираном и Афганистаном на юге. Ее западные и северные районы представляют собой обширные равнины, где соседствуют пустыни и сухие степи, с востока они окаймляются горными хребтами Памиро-Алая и Тянь-Шаня, отдельные вершины которых, самые высокие в нашей стране, достигают почти семи с половиной километров над уровнем моря.
Но Центральная Азия не только географическое понятие. В первую очередь это крупный историко-культурный регион, насчитывающий двадцатипятивековую историю, регион, где сложилась своеобразная историческая и культурная общность, отличная от общности других регионов.

В Центральную Азию входят следующие республики: Туркменистан, раскинувшийся от Каспия до среднего течения одной из двух крупнейших центральноазиатских рек - Амударьи ( в древности - Вахш, по- гречески Окс; в средние века - Джейхун); Каракалпакстан, входящий в состав Республики Узбекистан и расположившийся в низовьях Амударьи; Узбекистан, занимающий центральную часть центральноазиатского междуречья (в средние века - Мавераннахр), т.е. земли между двумя могучими реками Центральной Азии - Амударьей и Сырдарьей; Таджикистан, разместившийся на юго-востоке региона, и Кыргызстан - на его северо-востоке. На протяжении многих веков регион был исторически и культурно связан теснейшим образом с землями нынешнего Южного Казахстана.

Пустынные районы Центральной Азии характеризуются резко континентальным климатом и интенсивной инсоляцией, повышенной сухостью воздуха, малым количеством атмосферных осадков. Большая удаленность от океанов - основных источников влаги, высокие летние температуры, длительный период засухи - основные причины формирования здесь больших пустынных районов.

Граница Каракалпакстана расположена на Туранской низменности. С юго-запада к нему вплотную примыкает пустыня Кара-Кум, на северо-западе находится плато Устюрт, а на северо-востоке пустыня Кызыл-Кум. Территория Каракалпакстана включает также южную половину Аральского моря, на осушенном дне которого теперь формируется новая солончаковая пустыня Арал-Кум и низовья реки Амударьи.

В Каракалпакстане пустыни занимают более 13.67 млн. га что составляет более 80% его территории. Приаралье долгое время медленно опускалось и было ареной аккумуляции осадков мезозейско-кайнозейских морей и сносимых с гор аллювиальных толщ. Это способствовало формированию обширных пластовых и аллювиальных равнин. В их строении принимают участие меловые, третичные и четвертичные отложения. Меловые породы сложены морскими и континентальными образованиями в виде песка и глины в полуостровах Токмаката, Куланды, мыс Актумсык, Бельтау, Кусканатау, Султануиздаг и др. сложены палезойским и мезозойскими толщами и выходами кристаллических пород. Значительно моложе в геологическом отношении северо-западные части пустыни: плато Устюрт - позднетретичного возраста.

Своеобразная форма пустыни - барханные пески.
Территория современной Республики Каракалпакстан является своего рода "археологическим заповедником". На данной территории сегодня насчитывается свыше 300 археологических объектов.
В древности эту территорию называли Хорезм.

Хорезм - государство, существовавшее в древности и средневековье в низовьях реки Амударьи на территории современных Республик Узбекистан и Туркменистан. Большой вклад в изучение истории этого края вложила Хорезмская Археолого-Этнографическая Экспедиция под руководством С.П. Толстова. Приступившая к работе в 1937 году. В низовьях рек Амударьи и Сырдарьи и прилегающих районах пустынь Кара-Кум и Кызыл-Кум экспедицией было открыто и исследовано большое число археологических памятников различных эпох - от каменного века до позднего средневековья, что позволило в основных чертах восстановить историю и культуру населения Хорезма и всего юго-восточного Приаралья.

Древнейшие стоянки первобытных людей, открытые в Хорезмском оазисе и прилегающих пустынных районах, относятся к эпохе неолита (YI-III тыс. до н.э.).В то время здесь обитали племена охотников и рыболовов, живших в больших наземных жилищах каркасной конструкции, крытых древесной корой и камышом. Возникновению Хорезмской этнической общности предшествовали протекавшие в бронзовом веке сложные процессы, обусловленные взаимодействием местного населения с пришлыми скотоводческо-земледельческими племенами степной зоны Евразии при постоянной инфильтрации отдельных групп населения из южных районов Центральной Азии. Под воздействием южных контактов в низовьях Амударьи уже к середине II тыс. до н.э. развивается орошаемое земледелие. Это время сложения тазабагьябской культуры в которой преобладают черты, свойственные кругу культур степной бронзы, но в отличие от последних здесь больший удельный вес приобретает земледелие, основанное на искусственном орошении.

Для эпохи поздней бронзы, представленной памятниками амирабадской культуры (X-YIII вв. до н.э.), характерно дальнейшее развитие орошаемого земледелия. Жилища-полуземлянки группируются теперь в поселения из 15-20 домов. Появляются первые признаки выделения специалистов-ремесленников. Углубляется процесс разложения первобытнообщинных отношений, сопровождающийся усилением имущественной и социальной дифференциации в обществе.

Становление собственно хорезмской цивилизации было связано с так называемой архаической культурой (YII-Y вв. до н.э.), представленной такими памятниками оазиса как городище Кюзели-Гыр и усадьба Дингильдже. Дальнейшее развитие ирригационного земледелия, связанное с сооружением в этот период крупных магистральных каналов, явилось одним из важнейших факторов, способствовавших становлению хорезмской государственности. Возникают укрепленные поселения городского типа и многочисленные сельские усадьбы.

В середине YI в. до н.э. Хорезм был завоеван Ахеменидами. Страна вовлекается в круг интенсивных и широких культурных обменов.

На рубеже Y-IY вв. до н.э. Хорезм обрел самостоятельность, которую он сохранял во времена восточного похода Александра Македонского и правления греко-македонских царей в Центральной Азии. В IY-III вв. до. н.э. хорезмийцы создают свою особую художественную культуру, синтезировав и развив местные и заимствованные (главным образом переднеазиатские) элементы.

О связях населения западной периферии Хорезма с кругом культур сарматского облика свидетельствуют курганные могильники Присарыкамышской дельты.

Раннесредневековая - афригидская - культура Хорезма (Y-YIII) сложившаяся на местной основе под воздействием племен полукочевой периферии, резко отличается от античной.

В конце афригидского периода и особенно после арабского завоевания в YIII веке хорезмийское искусство и культура, сохраняя некоторые традиционные черты, все более приобретает облик, общий для всех стран, вошедших в состав Халифата.

В эпоху Великих Хорезмшахов, создавших на рубеже XII- XIII вв. огромное государство, простиравшееся от границ Индии до Кавказа, наблюдается высоким подъемом культуры и искусства. Могущество и блеск этой эпохи нашли отражение в строительстве парадных светских и религиозных зданий, пышно украшенных резным ганчем, росписью и поливными плитками, в дальнейшем развитии ремесел. Прогресс в керамическом ремесле выразился в усовершенствовании цветных глазурей, использовании поташной поливы, изготовлении посуды из кашина - полуфаянса.

После монгольского завоевания в XIII веке Хорезм вошел в состав Золотой Орды, на культуру которой он оказал значительное влияние. Столица Хорезма - Ургенч, лежавший на пересечений караванных путей, связывавших его с городами Нижнего Поволжья и Центральной Азии, являлся одним из самых крупных ремесленных центров Центральной Азии. Керамика этого времени показывает разнообразие художественных приемов; подглазурная и надглазурная роспись, рельеф, гравировка, штамп. Среди орнаментальных мотивов преобладают растительные изображения, но иногда встречаются и зооморфные. По-прежнему разнообразны богато орнаментированные многоцветные украшения из стекла.

Материалы, ныне хранящиеся в фондах отделов археологии Государственного Музея Искусств имени И.В. Савицкого и Института Истории, Археологии и Этнографии при Каракалпакском отделении Академии Наук Республики Узбекистан представляют большой интерес, позволяя проследить историю культуры Хорезмского оазиса и сопредельных районов на протяжении многих тысячелетий. За это время содержание и стилистика искусства этого региона претерпели ряд изменений, обусловленных социально-экономическими, этногенетическими и идеологическими факторами. Хорезмийское искусство развивалось в неразрывной связи с культурой сопредельных стран, его взлеты и падения нередко были обусловлены бурными политическими событиями. В то же время многие черты местной культуры оказались удивительно устойчивыми и сохранились до наших дней в прикладном искусстве и народной архитектуре современных народов проживающих на данной территории - каракалпаков, узбеков и туркмен.
Археологические памятники Каракалпакии
Топрак-Кала, 1-4 века н.э.
Городище Топрак-Кала находится на территории Элликкалинского района Республики Каракалпакстан, Открыта в 1938 году С.П. Толстовым. В 1940 году на городище были проведены первые разведочные работы. Работы проводились вплоть до 1992 года.
Городище занимает площадь 500х350 метров. Прямоугольное в плане, оно окружено крепостными стенами сохранившимися в виде вала, местами достигающими высоты 8-9 м.
Установлено, что один из кварталов был занят храмовыми зданиями, традиционно строившимися здесь на протяжении всей истории существования города.
В другом здании обнаружены украшенные бронзовыми позолоченными браслетами-обоймами рога барана - архара, вокруг которых на полу лежали многочисленные приношения, стеклянные сосуды, украшения, фрагменты алебастровых скульптур и многочисленные настенные росписи в виде танцующих фантастических масок, в зале воинов фигуры воинов и зал царей - скульптурное изображение из необожженной глины фигуры царей.

Кызыл-Кала, 1-2 вв., 12 - нач. 13 вв.
Крепость расположена в 27 км к северу от города Бируни. Памятник впервые был открыт в 1938 году сотрудниками ХАЭЭ.
Крепость стоит на равнине и имеет форму почти близкую квадрату размерами 65х63 м. Ориентирована углами по сторонам света. Внешняя стена была прорезана двумя ярусами стреловидных бойниц. Была возведена вероятно, как оборонительная крепость и входила в цепь хорезмийских укреплений, созданных государством для защиты северо-восточного рубежа античного Хорезма.
Одновременно крепость была центром сельскохозяйственной округи и узлом караванных дорог через горный хребет Султануиздаг.

Джанбас-Кала, крепость 4 века до н.э. 1 век н.э.
Расположена на северо-западном склоне плоской каменистой возвышенности, замыкающей цепь холмов, тянущихся на юго-восток от Султануиздага.
В 1946-48 годы крепость впервые фотографировалась с воздуха. Прямоугольная в плане, размерами 200х170 м.
Собранные материалы, главным образом керамика, которые характерны для раннеантичной (кангюйской) культуры Хорезма.

Большой Гульдурсун - крепость 3-4 вв.до н.э.,12-13 вв.н.э.
Расположена в 20 км. к востоку от г. Бируни. Обследована в 1937 году археологами Я.Г. Гулямовым, в 1940 году продолжены С.П. Толстовым и в 1987-1994 годы годы О.Т. Доспановым.
Большой Гульдурсун - одна из крупных пограничных крепостей Хорезма, построена на основе запустевшей античной крепости. В плане она представляет собой неправильный прямоугольник размером 350х230 м., ориентированный углами по сторонам света.
Внутри при археологических раскопках найдено большое количество античной и средневековой керамики, бронзовых поделок и украшении, Античные и средневековые монеты. Судя по находкам монет можно определить, что последний период обживания памятника относится к 1220 году. К моменту правления Мухаммеда Хорезмшаха, т.е. к времени нашествия Монгольских войск в Хорезм.

Миздахкан (Гяур-Кала Ходжейлинская). Археолого-архитектурный комплекс 4 в.до.н.э. - 14 в.н.э.
Археологический комплекс Древнего Миздахкана расположена на значительной площади более 200 га. Вдоль крупных магистральных трасс по пути в Куня-Ургенч (Туркменистан) и Северные районы Респ. Каракалпакстан - Кунградский и Муйнакский и на плато Устюрт.
Основные его части расположены на трех холмах находящихся на юго-западной окраине г. Ходжейли. Включают в себя крепость Гяур-Кала, мавзолеи Шамун наби, Мазлумхан Сулу, Халфа Ережеп, Караван сарай. При раскопках найдены уникальны ассуарные погребения, монеты, различная бытовая утварь, стекло, высокохудожественные изделия из золота.

Мавзолей Мазлумхан Сулу
Расположен в западной части северной половины возвышенности. Памятник находится на половину в земле. Над землей возвышались только купола и портал входа. Вниз, через сводчатый коридор ведет лестница из портала к маленькому промежуточному купольному сооружению. Отсюда вторая лестница спускается к центральному помещению.
По монетным данным постройка мавзолея датирована первой половиной 14 века. Она связывается с расцветом торговых городов Золотоордынского Хорезма, один из которых был Миздахкан, оказавшийся на оживленных путях международной торговли.

Чильпык. Культовое сооружение 2-4 вв, 9-11 вв.н.э.
Кольцевидное в плане сооружение Чильпык расположено на трассе автомобильного пути, в 43 км от Нукуса на Юг (в Хиву, Самарканд, Ташкент). На вершине конического холма высотой 35-40 м.
В плане он имеет форму незамкнутого, немного приплюснутого круга диаметром около 65-79 м. Стены достигают высоты 15 м.
Во 2-4 веках он был воздвигнут, как зароастрийская дахма.
В 9-11 веках его использовали местные жители округи в качестве сигнальной башни.

Джанпык-Кала. Городище 9-11 вв., 13-14 вв. н.э.
Городище расположено в 6 км юго-восточнее поселка Каратау, на юго-западных отрогах Султануиздагского хребта. Один из живописнейших памятников правобережной части Амударьи.
Городище в плане имеет сложную конфигурацию В восточной части сохранилась цитадель в виде прямоугольника пахсовых стен. Стены украшены сомкнутыми полуколоннами и вершины кончаются попарно ступенчатыми арочками.
Археологические раскопки позволили уточнить хронологию городища. Древнейшая керамика к 4 в. до н.э. - 1 в. н.э. Дата последнего обживания определяется монетами 1319-1320 гг., и 1345-1346 гг.
При раскопках обнаружены многочисленные находки ранее привезенные из различных стран Востока и Запада. (Китая, Египта, России, Европы, Индии). Городище служило портовым городом в средневековье. На окраине Джанпык калы можно увидеть бескрайние просторы заповедника Бадай Тугай.

www.orexca.com

каракалпакстан

каракалпакстан
Азербайджан
Армения
Афганистан
Бангладеш
Бахрейн
Бруней
Бутан
Вьетнам
Грузия
Израиль
Ирак
Иран
Иордания
Индия
Индонезия
Казахстан
Камбоджа
Катар
Кипр
Китай
Кувейт
Кыргызстан
Лаос
Ливан
Малайзия
Макао
Мальдивы
Монголия
Мьянма
Непал
ОАЭ
Оман
Пакистан
Россия
Саудовская Аравия
Сирия
Сингапур
Северная Корея
Тайвань
Таиланд
Таджикистан
Туркменистан
Турция
Узбекистан
Филиппины
Шри-Ланка
Южная Корея
Япония
каракалпакстан
 
каракалпакстан Rambler's Top100
О проекте |Карта |Карта отелей
(c) Void Limited Co, 2005
www.panasia.ru